Partita.Ru

Сапаров Валерий Ибрагимович

Сапаров Валерий Ибрагимович на юбилейном концерте Родился я в далеком уже 1947 году в г. Мары, что находится в знойной Туркмении. Шести лет от роду сел за рояль, и с тех пор не мыслю себя без этого инструмента — он стал моим вторым «Я». Первые шаги в музыке были сделаны под руководством моего отца — талантливого музыканта и человека от природы одаренного быть педагогом. Закончив в 1961 году музыкальную школу, я поступил в музыкальное училище в г. Ашхабаде по классу фортепиано, где занимался у замечательного педагога Виктора Григорьевича Хирунцева. Достаточно сказать, что В. Г. Хирунцев — выпускник Московской консерватории и ученик выдающегося пианиста В. В Софроницкого.

Зоя и Ибрагим Сапаровы В 1967 году я приехал в Ташкент и поступил в консерваторию также по классу фортепиано. С тех пор вся моя жизнь и творчество связаны с Ташкентом. В 1973 году закончил консерваторию как пианист (класс доцента Ю. А. Кензера). В 1979 году вновь поступил в консерваторию по классу композиции и в 1983 году закончил ее как композитор (класс профессора Т. У. Курбанова). В 1984 году был принят в члены Союза композиторов СССР.

Люблю работать в различных жанрах и поэтому в моем творческом багаже есть как симфонические, камерные и сценические произведения, так и эстрадно-джазовая музыка и песни. Симфонические: Симфония «Страницы истории», два Концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для флейты с оркестром, Концерт для фагота с оркестром и другие. Камерные: Прелюдия и фуга для струнных, Концерт для флейты и кларнета с камерным оркестром, «Атомные пейзажи» — музыкально-поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, двух фортепиано и ударных на стихи японского поэта Т. Хара., Трио № 1 для флейты, виолончели и фортепиано, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна для фортепиано, флейты и камерного оркестра и другие. Для эстрадного оркестра: цикл лирических монологов для голоса и эстрадно-симфонического оркестра (стихи С. Капутикян), «Праздничная увертюра» для эстрадно-симфонического оркестра и другие. Также в моем творческом портфеле имеется более 100 песен.

«Элегия» памяти Арно Бабаджаняна. Соло на флейте — Виктория Сапарова В середине 80-х годов я увлекся так называемым «третьим течением» — музыкой, в основе которой лежит соединение эстрадно-джазовых элементов с академическими формами. Это направление идет еще от Дж. Гершвина. В итоге, появились такие произведения, как Трио № 2 для кларнета, контрабаса и фортепиано, Рэгтайм «Воспоминание о Дж. Гершвине» для камерного оркестра, «Джазовый альбом» (5 пьес для камерного оркестра), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Диалоги» (Concerto grosso) для саксофона-альт, саксофона-тенор, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра, Публицистическая рок-оратория «Голоса веков» для вокально-инструментального ансамбля (стихи Р. Фархади). С элементами джазовой музыки написана опера «Родственные души» по мотивам новелл О. Генри, которая ждет своего воплощения на сцене.

Валерий и Виктория Сапаровы. Дирижер — народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров Достаточное количество моих произведений издано и записано на пластинки, в том числе «Прелюдия и фуга» для струнного оркестра, записанная на компакт-диск турецкой фирмой «РАКС». Моя музыка исполнялась во Франции, Германии, Израиле, Италии, а также в России, Армении и Туркменистане. В 1990 году я стал дипломантом Международного конкурса композиторов в г. Гавре (Франция).

Профессор  Б. Муртазаев, композитор Д. Амануллаева, композитор Х. Рахимов, композитор Р. Абдуллаев, композитор В. Сапаров Большое внимание уделяю аранжировкам и переложениям для различных составов оркестров, ансамблей и сольных инструментов. Работая на протяжении многих лет педагогом, стараюсь пополнять педагогический репертуар. В настоящее время веду класс специального фортепиано и импровизации на кафедре эстрадного исполнительства Государственной консерватории Узбекистана, а также совмещаю преподавание в Эстрадно-цирковом колледже по специальностям фортепиано, ансамбль, аранжировка и импровизация. В 2006 году мной было написано учебно-методическое пособие «Фортепиано», которое предназначено для учащихся эстрадных музыкальных колледжей и лицеев, обучающихся по классу специального фортепиано.

Произведения

Светлана Сапарова

Светлана Сапарова окончила Ташкентскую консерваторию в 1973 году по классу фортепиано. Работала концертмейстером в Ташкентском хореографическом училище, концертмейстером балета в Государственном академическом Большом театре оперы и балета им. А. Навои. На протяжении 10 лет (70—80 годы) работала аккомпаниатором сборной Узбекистана по художественной гимнастике с известным тренером России Ириной Александровной Винер, которая в то время жила и работала в Узбекистане.

Светлана и Виктория Сапаровы В 1983 году Светлана Сапарова начала педагогическую деятельность по классам фортепиано и ансамбля. С 1983 по 1996 год работала в Республиканской эстрадно-цирковой студии, а 1996 года по настоящее время — в Республиканском эстрадно-цирковом колледже, где ведет класс эстрадного ансамбля, специального фортепиано и импровизации. Является автором ряда произведений и аранжировок для фортепиано и ансамбля. На протяжении многих лет (с 1995 года) — постоянный и бессменный концертмейстер Виктории Сапаровой. Светлана Сапарова является первым исполнителем Концерта № 1 Валерия Сапарова для фортепиано с оркестром (1983 год).

Виктория Сапарова

Виктория родилась в семье музыкантов, учиться музыке начала с 6 лет в специальной музыкальной школе им В. А. Успенского по классу фортепиано. Вначале занималась на блок-флейте, затем выбрала для себя основным инструментом флейту. В 10 лет дала свой первый сольный концерт в малом зале консерватории. В составе молодежного камерного оркестра «Юные дарования Узбекистана» выступала в посольстве Российской Федерации, в благотворительной акции в г. Самарканде, играла в концертах, связанных с приездами в Узбекистан канцлера ФРГ  Г. Шредера и генерального секретаря ООН К. Ананда, принимала участие в Международных фестивалях современной симфонической музыки в г. Ташкенте с Государственным камерным оркестром, выступала с камерным оркестром «Солисты Узбекистана» (видеозапись) и с биг-бэндом Государственной Консерватории Узбекистана.

Сапаровы после сольного концерта Виктории в Малом зале Ташкентской консерватории C 2005 года основным инструментом для Виктории Сапаровой стал саксофон. С 2006 года она выступала как солистка в благотворительных концертах с камерным оркестром гиджакистов «Сайкал» Государственной Консерватории Узбекистана, в моем авторском концерте с симфоническим оркестром театра-студии Государственной Консерватории Узбекистана, в концерте ансамбля «Семург». В октябре 2008 года на фестивале музыки Астора Пьяццоллы заняла первое место среди духовых инструментов и третье место в категории «солисты». В настоящее время Виктория — студентка 3 курса кафедры эстрадного инструментального исполнительства Государственной консерватории Узбекистана и получает образование по классу саксофона у заслуженного артиста Узбекистана Н. С. Салиева.

Валерий Сапаров, февраль 2009

О творчестве В. Сапарова

Валерий Сапаров принадлежит к числу тех немногих в каждой музыкальной культуре художников, результаты творческой деятельности которых — не только этапы развития личности композитора, но и некоторые принципиально важные для современного искусства тенденции. Одна из важнейших тенденций нашего времени — поиски синтеза достижений в тех сферах музыкального искусства, которые условно называют «серьезная» («ученая», композиторская) и «легкая» (популярная, массовая, в широком смысле, эстрадная) музыка. Ориентация этого направления на массовую слушательскую аудиторию, блестяще подтвержденная популярностью всемирно известных сочинений Дж. Гершвина, Э. Л. Уэббера и др., вдохновила В. Сапарова на создание таких композиций, как первая в Узбекистане публицистическая рок-оратория «Голоса веков» на стихи Р. Фархади (1984 г.), Регтайм «Воспоминание о Дж.Гершвине» (1984 г.), «Джазовый альбом» для камерного оркестра (1985 г.), Трио № 2 для кларнета, контрабаса и фортепиано (1983 г.), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна, «Диалоги»(Concerto grosso) для альт-саксофона, тенор-саксофона, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра (2006—2007 гг.) и др.

Претворенная на богатейшей основе народной музыки — туркменской, знакомой с самого раннего детства, и узбекской, изучаемой с юности до настоящего времени, — идея синтеза дала интересные художественные результаты и в театральной музыке В. Сапарова. Его опера-сказка для театра кукол «Пахта-ой» (1988 г.) — образец подлинно современного произведения по музыкально-драматургическому и сценическому решению (в последнем, возможно не без влияния самобытного музыкального текста, оригинально претворены традиции мировой и, в частности, японской театрально-кукольной культуры). Опера — сказка В. Сапарова — одно из немногих музыкально-театральных сочинений, в которых музыка оказывается важнейшим стимулом в поисках сценической образности. Интересное музыкальное решение найдено В. Сапаровым и в его опере «Родственные души» по мотивам новелл О. Генри, где органично соединились элементы законов оперного жанра с элементами джазовой музыки 30—40-х годов ХХ столетия. Необходимо сказать, что такого плана сценические произведения в Узбекистане пока что единственные.

Немалыми художественными достижениями отмечена работа композитора и в области академических жанров симфонической, камерно-инструментальной и вокальной музыки. Нельзя не выделить особо четыре концерта В. Сапарова (два для фортепиано — 1981 и 2006 гг., для фагота — 1986 г., для флейты — 1987 г. — все с симфоническим оркестром), в которых проявились присущие композитору тонкое ощущение специфики солирующего инструмента, профессиональное мастерство в организации оркестровой фактуры. Реализованные в разном жанровом контексте эти качества творческой личности композитора дают интересные художественные результаты. Свидетельство тому — «Атомные пейзажи» — музыкально-поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, двух фортепиано и ударных на стихи японского поэта Тамики Хаара (1980 г.), «Килпиллама ерим, килпиллама» — пьеса для двух альт-саксофонов и камерного оркестра (1992 г.), «Кари Наво» — пьеса для альт-саксофона и камерного оркестра (2006 г.) Обе пьесы написаны на темы узбекских народных мелодий.

Значительная сфера творческих достижений В. Сапарова — произведения для эстрадно-симфонического оркестра, для биг-бенда и различных составов эстрадных и джазовых ансамблей, более 100 песен, а также произведения педагогического репертуара и многочисленные переложения и аранжировки. Валерий Сапаров — инициативный и смело ищущий новые пути в искусстве художник. Эти качества творческой личности — несомненный залог его будущих высоких достижений.

Произведения Валерия Сапарова постоянно звучат в концертах. Его произведения исполнялись в Германии, во Франции, Израиле, Италии, а также в России, Армении и Туркменистане. В. Сапаров — активный участник Международных фестивалей современной симфонической музыки (Ташкент—1998, Ташкент—2002, Ташкент—2005), а также Международного конкурса композиторов в Гавре (Франция). Произведения  В. Сапарова исполнялись такими дирижерами, как народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров, заслуженные деятели искусств Узбекистана Гении Туляганов и Эльдар Азимов, Батыр Расулов, Имант Котцинш (Латвия), Пауль Розеску (Австрия), Альфред Мишурин (Россия), Хикмет Шимшек (Турция).

Г. В. Кузнецова, кандидат искусствоведения
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play