|
|
Сапаров Валерий ИбрагимовичРодился я в далеком уже 1947 году в г. Мары, что находится в знойной Туркмении. Шести лет от роду сел за рояль, и с тех пор не мыслю себя без этого инструмента — он стал моим вторым «Я». Первые шаги в музыке были сделаны под руководством моего отца — талантливого музыканта и человека от природы одаренного быть педагогом. Закончив в 1961 году музыкальную школу, я поступил в музыкальное училище в г. Ашхабаде по классу фортепиано, где занимался у замечательного педагога Виктора Григорьевича Хирунцева. Достаточно сказать, что В. Г. Хирунцев — выпускник Московской консерватории и ученик выдающегося пианиста В. В Софроницкого. В 1967 году я приехал в Ташкент и поступил в консерваторию также по классу фортепиано. С тех пор вся моя жизнь и творчество связаны с Ташкентом. В 1973 году закончил консерваторию как пианист (класс доцента Ю. А. Кензера). В 1979 году вновь поступил в консерваторию по классу композиции и в 1983 году закончил ее как композитор (класс профессора Т. У. Курбанова). В 1984 году был принят в члены Союза композиторов СССР. Люблю работать в различных жанрах и поэтому в моем творческом багаже есть как симфонические, камерные и сценические произведения, так и эстрадно-джазовая музыка и песни. Симфонические: Симфония «Страницы истории», два Концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для флейты с оркестром, Концерт для фагота с оркестром и другие. Камерные: Прелюдия и фуга для струнных, Концерт для флейты и кларнета с камерным оркестром, «Атомные пейзажи» — музыкально-поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, двух фортепиано и ударных на стихи японского поэта Т. Хара., Трио № 1 для флейты, виолончели и фортепиано, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна для фортепиано, флейты и камерного оркестра и другие. Для эстрадного оркестра: цикл лирических монологов для голоса и эстрадно-симфонического оркестра (стихи С. Капутикян), «Праздничная увертюра» для эстрадно-симфонического оркестра и другие. Также в моем творческом портфеле имеется более 100 песен. В середине 80-х годов я увлекся так называемым «третьим течением» — музыкой, в основе которой лежит соединение эстрадно-джазовых элементов с академическими формами. Это направление идет еще от Дж. Гершвина. В итоге, появились такие произведения, как Трио № 2 для кларнета, контрабаса и фортепиано, Рэгтайм «Воспоминание о Дж. Гершвине» для камерного оркестра, «Джазовый альбом» (5 пьес для камерного оркестра), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Диалоги» (Concerto grosso) для саксофона-альт, саксофона-тенор, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра, Публицистическая рок-оратория «Голоса веков» для вокально-инструментального ансамбля (стихи Р. Фархади). С элементами джазовой музыки написана опера «Родственные души» по мотивам новелл О. Генри, которая ждет своего воплощения на сцене. Достаточное количество моих произведений издано и записано на пластинки, в том числе «Прелюдия и фуга» для струнного оркестра, записанная на компакт-диск турецкой фирмой «РАКС». Моя музыка исполнялась во Франции, Германии, Израиле, Италии, а также в России, Армении и Туркменистане. В 1990 году я стал дипломантом Международного конкурса композиторов в г. Гавре (Франция). Большое внимание уделяю аранжировкам и переложениям для различных составов оркестров, ансамблей и сольных инструментов. Работая на протяжении многих лет педагогом, стараюсь пополнять педагогический репертуар. В настоящее время веду класс специального фортепиано и импровизации на кафедре эстрадного исполнительства Государственной консерватории Узбекистана, а также совмещаю преподавание в Эстрадно-цирковом колледже по специальностям фортепиано, ансамбль, аранжировка и импровизация. В 2006 году мной было написано учебно-методическое пособие «Фортепиано», которое предназначено для учащихся эстрадных музыкальных колледжей и лицеев, обучающихся по классу специального фортепиано. Произведения
Светлана СапароваСветлана Сапарова окончила Ташкентскую консерваторию в 1973 году по классу фортепиано. Работала концертмейстером в Ташкентском хореографическом училище, концертмейстером балета в Государственном академическом Большом театре оперы и балета им. А. Навои. На протяжении 10 лет (70—80 годы) работала аккомпаниатором сборной Узбекистана по художественной гимнастике с известным тренером России Ириной Александровной Винер, которая в то время жила и работала в Узбекистане. В 1983 году Светлана Сапарова начала педагогическую деятельность по классам фортепиано и ансамбля. С 1983 по 1996 год работала в Республиканской эстрадно-цирковой студии, а 1996 года по настоящее время — в Республиканском эстрадно-цирковом колледже, где ведет класс эстрадного ансамбля, специального фортепиано и импровизации. Является автором ряда произведений и аранжировок для фортепиано и ансамбля. На протяжении многих лет (с 1995 года) — постоянный и бессменный концертмейстер Виктории Сапаровой. Светлана Сапарова является первым исполнителем Концерта № 1 Валерия Сапарова для фортепиано с оркестром (1983 год). Виктория СапароваВиктория родилась в семье музыкантов, учиться музыке начала с 6 лет в специальной музыкальной школе им В. А. Успенского по классу фортепиано. Вначале занималась на блок-флейте, затем выбрала для себя основным инструментом флейту. В 10 лет дала свой первый сольный концерт в малом зале консерватории. В составе молодежного камерного оркестра «Юные дарования Узбекистана» выступала в посольстве Российской Федерации, в благотворительной акции в г. Самарканде, играла в концертах, связанных с приездами в Узбекистан канцлера ФРГ Г. Шредера и генерального секретаря ООН К. Ананда, принимала участие в Международных фестивалях современной симфонической музыки в г. Ташкенте с Государственным камерным оркестром, выступала с камерным оркестром «Солисты Узбекистана» (видеозапись) и с биг-бэндом Государственной Консерватории Узбекистана. C 2005 года основным инструментом для Виктории Сапаровой стал саксофон. С 2006 года она выступала как солистка в благотворительных концертах с камерным оркестром гиджакистов «Сайкал» Государственной Консерватории Узбекистана, в моем авторском концерте с симфоническим оркестром театра-студии Государственной Консерватории Узбекистана, в концерте ансамбля «Семург». В октябре 2008 года на фестивале музыки Астора Пьяццоллы заняла первое место среди духовых инструментов и третье место в категории «солисты». В настоящее время Виктория — студентка 3 курса кафедры эстрадного инструментального исполнительства Государственной консерватории Узбекистана и получает образование по классу саксофона у заслуженного артиста Узбекистана Н. С. Салиева. Валерий Сапаров, февраль 2009
О творчестве В. СапароваВалерий Сапаров принадлежит к числу тех немногих в каждой музыкальной культуре художников, результаты творческой деятельности которых — не только этапы развития личности композитора, но и некоторые принципиально важные для современного искусства тенденции. Одна из важнейших тенденций нашего времени — поиски синтеза достижений в тех сферах музыкального искусства, которые условно называют «серьезная» («ученая», композиторская) и «легкая» (популярная, массовая, в широком смысле, эстрадная) музыка. Ориентация этого направления на массовую слушательскую аудиторию, блестяще подтвержденная популярностью всемирно известных сочинений Дж. Гершвина, Э. Л. Уэббера и др., вдохновила В. Сапарова на создание таких композиций, как первая в Узбекистане публицистическая рок-оратория «Голоса веков» на стихи Р. Фархади (1984 г.), Регтайм «Воспоминание о Дж.Гершвине» (1984 г.), «Джазовый альбом» для камерного оркестра (1985 г.), Трио № 2 для кларнета, контрабаса и фортепиано (1983 г.), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна, «Диалоги»(Concerto grosso) для альт-саксофона, тенор-саксофона, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра (2006—2007 гг.) и др. Претворенная на богатейшей основе народной музыки — туркменской, знакомой с самого раннего детства, и узбекской, изучаемой с юности до настоящего времени, — идея синтеза дала интересные художественные результаты и в театральной музыке В. Сапарова. Его опера-сказка для театра кукол «Пахта-ой» (1988 г.) — образец подлинно современного произведения по музыкально-драматургическому и сценическому решению (в последнем, возможно не без влияния самобытного музыкального текста, оригинально претворены традиции мировой и, в частности, японской театрально-кукольной культуры). Опера — сказка В. Сапарова — одно из немногих музыкально-театральных сочинений, в которых музыка оказывается важнейшим стимулом в поисках сценической образности. Интересное музыкальное решение найдено В. Сапаровым и в его опере «Родственные души» по мотивам новелл О. Генри, где органично соединились элементы законов оперного жанра с элементами джазовой музыки 30—40-х годов ХХ столетия. Необходимо сказать, что такого плана сценические произведения в Узбекистане пока что единственные. Немалыми художественными достижениями отмечена работа композитора и в области академических жанров симфонической, камерно-инструментальной и вокальной музыки. Нельзя не выделить особо четыре концерта В. Сапарова (два для фортепиано — 1981 и 2006 гг., для фагота — 1986 г., для флейты — 1987 г. — все с симфоническим оркестром), в которых проявились присущие композитору тонкое ощущение специфики солирующего инструмента, профессиональное мастерство в организации оркестровой фактуры. Реализованные в разном жанровом контексте эти качества творческой личности композитора дают интересные художественные результаты. Свидетельство тому — «Атомные пейзажи» — музыкально-поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, двух фортепиано и ударных на стихи японского поэта Тамики Хаара (1980 г.), «Килпиллама ерим, килпиллама» — пьеса для двух альт-саксофонов и камерного оркестра (1992 г.), «Кари Наво» — пьеса для альт-саксофона и камерного оркестра (2006 г.) Обе пьесы написаны на темы узбекских народных мелодий. Значительная сфера творческих достижений В. Сапарова — произведения для эстрадно-симфонического оркестра, для биг-бенда и различных составов эстрадных и джазовых ансамблей, более 100 песен, а также произведения педагогического репертуара и многочисленные переложения и аранжировки. Валерий Сапаров — инициативный и смело ищущий новые пути в искусстве художник. Эти качества творческой личности — несомненный залог его будущих высоких достижений. Произведения Валерия Сапарова постоянно звучат в концертах. Его произведения исполнялись в Германии, во Франции, Израиле, Италии, а также в России, Армении и Туркменистане. В. Сапаров — активный участник Международных фестивалей современной симфонической музыки (Ташкент—1998, Ташкент—2002, Ташкент—2005), а также Международного конкурса композиторов в Гавре (Франция). Произведения В. Сапарова исполнялись такими дирижерами, как народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров, заслуженные деятели искусств Узбекистана Гении Туляганов и Эльдар Азимов, Батыр Расулов, Имант Котцинш (Латвия), Пауль Розеску (Австрия), Альфред Мишурин (Россия), Хикмет Шимшек (Турция). Г. В. Кузнецова, кандидат искусствоведения
|
|
|
|
|
|