Partita.Ru

Фагот

Фагот
Fagotto — итал., Basson — франц., Fagott — нем., Bassoon — англ.
На иллюстрации представлен инструмент компании AMATI — Denak, Ltd

Представитель объединения деревянных духовых инструментов — фагот, с давних пор остается постоянным и неизменным сочленом современного оркестра. В XVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Эти инструменты в своем подавляющем большинстве принадлежали семейству свирелей или лучше сказать — гобоев, и были известны в тогдашнем музыкально-инструментальном обиходе под именем «бомбард» или «поммэров». Некоторые из этих инструментов, — в данном случае речь идет о низких разновидностях семейства, — представляли собою деревянную трубу длиною до десяти футов. Они были очень легки в обращении, но для исполнителя во время игры оказывались непомерно тяжелыми и утомительными.

Такая особенность в свойствах низких свирелей, одна из разновидностей которых чуть ли не была уже известна под именем фагота, проистекала оттого, что их «двойной мундштук», напоминавший очертания латинской буквы S, в своем устройстве был вполне сходен с современной тростью двойного язычка. Тем не менее, во время игры он не вкладывался прямо в губы исполнителя, как у нынешних фаготов и гобоев, но помещался в особой капсуле или «жестянке», в которую музыкант дул через отверстие так, что сама трубка мундштука приходила в содрогание. Ясно, конечно, что при таких обстоятельствах качество звука меньше всего зависело от музыканта и достигнуть тонкой, выразительной игры было невозможно.

Свирели этого рода клохтали по куриному и в старину их просто называли gingrina, производя самое слово от итальянского gingrire, что значит «клохтать», «кудахтать». Большие же разновидности гудели и жужжали и в сочетании с прочими деревянными духовыми инструментами производили, вероятно, более чем странное впечатление. Однако, при всех своих относительных достоинствах и после трехсотлетнего существования вое эти виды низких свирелей исчезли бесследно и безвозвратно. Так закончилась славная деятельность ближайшего предка современного фагота.

Контрафагот

Контрафагот (от итальянского contrafagotto), деревянный духовой инструмент, разновидность фагота. Изобретен около 1620 года берлинским мастером Х. Шрайбером, однако из-за технических трудностей, связанных со значительными размерами инструмента, и недостаточной чистоты строя в то время распространения не получил.

Современный контрафагот появился в результате усовершенствований, произведённых в конце 19 — начале 20 вв. Немецкий мастер В. Геккель видоизменил форму канала контрафагота, добился соответствия между клапанной системой контрафагота и фагота (благодаря этому игра на контрафаготе стала доступной каждому фаготисту), изобрёл дополнительный раструб, который позволил расширить диапазон инструмента на малую терцию вниз.

Ствол контрафагота из-за огромной длины (около 6 м с дополнительным раструбом) сложен втрое. Диапазон от «ля» субконтроктавы до «фа» («ля») малой октавы. Нотируется в басовом ключе октавой выше реального звучания. Звук густой и полный в нижнем регистре, слабый в верхах, по тембру близок фаготу. В оркестре предназначен для усиления звучности нижней октавы фагота и продления вниз его звукоряда. Технически менее подвижен, чем фагот.

Первые случаи обращения к контрафаготу — в ораториях Й. Гайдна, опере «Фиделио», 5-й и 9-й симфониях Л. ван Бетховена. Наиболее характерные примеры использования — в операх «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова.

Контрафагот. Большая российская энциклопедия.
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play