Морской король. Марш
На самом деле, никакой он не «Морской король»
В 1893 году лондонские издатели Boosey & Hawkes опубликовали марш «Punjaub» («Пенджаб») Чарльза Пейна (Charles Payne). Клавир был создан композитором Шарлем Летьером (Charles Lethière), который пользовался репутацией хорошего аранжировщика для духовых оркестров. О композиторе известно очень мало. По семейным преданиям, он служил «в каком-то гусарском или уланском полку в Индии». Рукописи Чарльза Пейна, которые хранятся в Неллер-холл (Kneller Hall), богатой традициями школы военной музыки английской армии, не помогают.
Однако, другой марш, «Sutlej», который был опубликован Boosey & Hawkes вместе «The Bandsmans Favourite» в 1904 году, указывает вместе с «Punjaub» на походы в Индии, в которых участвовали 3-й и 11-й гусарский, а также 9-й уланский полки. Если связать это с показаниями его сослуживцев, то Пейн должен был служить музыкантом или солдатом в одном из этих полков. Доказательств этому до сих пор не найдено, но с уверенностью можно исключить лишь то, что он был офицером в одном из этих полков, так как он не упоминается в соответствующих списках.
В Австрии и Чехословакии эта однозначно английская композиция была известна как «Marinemarsch» или «Royal de la Marine», в Российской Империи и Советском Союзе – как «Марш Кубанского пластунского батальона «Морской король». Другие предположения о происхождении марша не получили подтверждения, такие, как авторство австрийского военного дирижера Йозефа Рудольфа Заверталя (Josef Rudolf Sawerthal) или неизвестного французского (?) музыканта по имени Лефебр (Lefebre). Связь с Францией весьма поверхностная, так как название «Royal de la Marine» уже является языковым искажением, к тому же этот марш не похож ни на один французский марш XIX столетия. Касательно версии с Й.Р. Заверталем, то, возможно, хотя и недоказано, имела место следующая история.
Пейн показывал марш (возможно, еще без заголовка) Йозефа Рудольфу Заверталю, в то время дирижеру главного оркестра инженерных войск (Royal Engineers) в Чатэме (Chatham). Заверталь, также был музыкантом императорского и королевского военно-морского флота, затем привез марш в Австро-Венгрию, где он стал известен как «Marinemarsch». Теоретически возможно, что на пути в Австро-Венгрию Заверталь побывал в России, так как русское название марша вполне допускает ассоциации с военно-морским флотом.
Как Заверталь попал в Великобританию? Йозеф Рудольф Заверталь родился 5 ноября 1819 года в Полеппе под Ляйтмерицем (Polepp bei Leitmeritz). Он единственный военный дирижер, одновременно служивший двум императорам из династии Габсбургов. Однако, в принципе он был достаточно обычным дирижером, и его произведения (например, «Novara-Marsch») не обладают большой творческой индивидуальностью. Тем не менее, его сила была в организованности и в понимании интересов австрийской военной музыки, на тему которой он опубликовывал заметки на основании собственных наблюдений. Уже в 1846 году, когда он служил в 53-ем пехотно полку в Темесваре (Temesvar), он поставил вопрос об учреждении пенсионного фонда для военных дирижеров, чем коснулся конкретного и важного социального аспекта.
В 1850 году он стал главным дирижером императорского и королевского военно-морского флота, вследствие чего вошел в непосредственный контакт с эрцгерцогом Максимилианом, братом императора Франца-Иосифа. На этом посту Заверталь сохранял и приумножал славу австрийской военно-морской музыки. В 1857 году он вместе с эрцгерцогом Максимилианом на борту фрегата «Елизавета» в 1857 году совершил турне по Европе и в 1864 году последовал за ним в новую Мексиканскую империю как «инспектор всех армейских оркестров» (Inspizient aller Heereskapellen), где в Мехико во дворце Чапултерес образовывался императорский двор по европейскому образцу. После краха мексиканской авантюры и расстрела Максимилиана 19 июля 1867 в Кверетаро, Заверталь приехал в Англию, где познакомился с герцогом Кембриджским, учредителем школы в Неллер-холл.
Заверталь работал военным дирижером в Англии с 1868 по 1890 год, что было большой редкостью, т.к. он был иностранцем. Он служил в оркестре полка «Kings Own Regiment», затем в «Royal Engineers» (инженерных войсках). По состоянию здоровья Заверталь в 1890 вышел в отставку, вернулся в Австрию и умер в родном городе 3 мая 1893 года. С биографией Йозефа Рудольфа Заверталя можно ознакомиться на сайте австрийской военной музыки: http://www.oesterreichische-militaermusik.com.
По поводу использования марша в России. Можно сказать, что марш был известен не только в Советском Союзе, но и до революции – он есть на некоторых западных дисках с записями маршей Российской Империи в исполнении предположительно эмигрантских оркестров, и упоминается в литературе в соответствующем контексте. Однако версия Werner Probst о том, что марш в Россию привез Й. Р. Заверталь, лично мне не кажется убедительной – Россия не была на пути его странствий. Возможно, были какие-то другие пути проникновения.
Необходимо отметить, что в интернете упоминается цитата из автобиографии известного композитора Макса Аверьяновича Кюсса, в которой он указывает на свое авторство (http://www.pgpb.ru/cd/primor/dates/zd3.htm). Возможно, цитата неверная, а возможно, что Кюсс просто делал аранжировку для отечественных оркестров.
Запись марша в исполнении Первого Отдельного показательного оркестра Министерства Обороны СССР (дирижер Н. М. Назаров): http://bobina525.narod.ru/sound/ma2.mp3.
|