Цфасман Александр Наумович
Александр Наумович Цфасман — пианист, арнжировщик, композитор, дирижер, руководитель первого профессионального джаз-оркестра в СССР. Родился 14 декабря 1906 года в Александровске, ныне Запорожье, в семье парикмахера. С 7 лет обучался игре на скрипке и фортепьяно, с 12 — на фортепьянном отделении Музыкального техникума в Нижнем Новгороде.
С 1923 в Москве — заведующий музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова. В 1925–30 гг. обучался в Московской консерватории. В конце 1926 г. создал в Москве профессиональный джазовый коллектив — «АМА-джаз» (АМА — Ассоциация московских авторов, которая субсидировала оркестр), впервые выступивший в 1927 г. в Артистическом клубе в Леонтьевском переулке.
Среди первых джазовых сочинений — фокстроты «Джимми», «Скайтротт», «Эксцентрический танец», вальс-бостон «Грустное настроение». Коллектив выступал на открытой эстраде сада «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный»), «Динамо» (располагался под трибунами стадиона). В 1928 г. состоялось первое выступление ансамбля по радио.
Среди произведений Цфасмана 1930-х гг. наиболее известны: «Как же мне забыть», «Звуки джаза», «Утомленное солнце», «На берегу моря», «Я в хорошем настроении», «Последний летний день», «Неудачное свидание», «Счастливый дождик».
В 1932 г. Цфасман организовал ансамбль «Веселые ребята», с которым выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране. Коллектив приобрел известность как джаз-оркестр А. Цфасмана. В 1936 г. он принял участие в московских «Вечерах джаза». В 1939–46 гг. Цфасман руководил Джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета. В 1945 г. впервые в Москве исполнил в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, восторженно принятую публикой. В 1966 г. был одним из учредителей Европейской джазовой ассоциации.
Цфасман — автор крупных произведений: двух концертов для фортепьяно с джаз-оркестром (1941) и эстрадно-симфоническим оркестром (1967), балетной сюиты «Рот-фронт» для оркестра (1931), Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра (1944, посвящен Б. Гудмену), концертной пьесы «Снежинки», «Спортивной сюиты» для симфоджаза (1965), «Фантазии на темы Блантера», танцевальных пьес «Я люблю танцевать», «Ожидание» и др., а также музыки к драматическим спектаклям («Под шорох твоих ресниц», Центральный театр кукол, 1948), к кинофильмам «Веселые звезды» (1954), «Секрет красоты» (1955), «За витриной универмага» (1956) и др.
|