Форум «Духовой оркестр» • Wind Band Music Forum

Форум Духовой оркестр - Not logged in
Для участия в форуме отправьте сообщение с темой «Регистрация на форуме». В ответном письме вы получите имя и пароль участника.
Previous Next Up Topic Литература / разное / Г.З.Ройтфарб " Физиология мышечной деятельности "
By boris04 (опубликовано более 10 сообщений) Date 01.01.2010 [15:56]
   Ссылка: 
http://boris04.ucoz.ru/load/gzrojtfarb_quotfiziologija_myshechnoj_dejatelnostiquot/1-1-0-104

Очень интересная и нужная работа.Вот,что пишет  израильский тромбонист,коллега Григория Ройтфарба,  С.Шифрин :-
:В феврале 2001 года я и познакомился  с Григорием
:Ройтфарбом в симфоническом (камерном) оркестре г.Раананы, где я уже
:несколько лет был таким "фрилансом".  Репетировали  2-ую симфонию
: Чайковского и 9-ую  симфонию Шуберта. Гриша  скромно взялся исполнять
: партию 3-го тромбона, что, как выяснилось в дальнейшем, было для него
: вообще впервые. Мы сразу же подружились, так как быстро наши общий
: язык.  Обратил ли я внимание на что-то особенное в его игре? Да нет,
:пожалуй... Играет чисто, грамотно, музыкально, никому своего мнения, в
: отличие от своих предшественников на этом месте, не навязывает...
: И так прошел почти год.  Встречаю я как-то на очередной "халтуре" в
: другом оркестре своего  бывшего  коллегу  Л.Виноградова. И состоялась
: у нас примерно такая дружеская беседа...
:- Ну как тебе Гришина система?
:- Что за система? - спрашиваю.
:- Ну ты обратил внимание на то, как Гриша играет?
:- Играет здорово, а что такого? Не первый, не последний...
:- Да ты что? По его системе уже добрая половина медников  занимается.
:И тромбонисты, и трубачи, и валторнисты... Ты  видел, как он
:разыгрывается перед репетицией?
:- Да, как-то тромбон держит горизонтально. И еще трели или тремоло все
:время играет вместо общепринятых  выдержанных звуков  и гамм.
:- Вот это и есть его система разыгрывания. Ты поговори с ним, он тебе
:много чего откроет, а не обратишься, так он очень скромный, и никому
:своего мнения не навязывает.
:  Вот, думаю, "слона-то я и не приметил"...   Как же так? Год играл с
:ним вместе и ничего не увидел, а другой  пришел и  сразу открытие
:сделал...  Оказывается, эта  система разыгрывания перед выступлением в
:оркестре,  вместо обычного нашего "разогревания" губного аппарата,
:придумана именно им еще лет тридцать назад и уже давно и успешно себя
:оправдала и в его личном исполнительском опыте, и на многочисленных
:примерах его учеников, успешно продолжающих дело своего мастера.
:Система эта заключается в том, при такой постановке мундштук
:прижимается к губам намного слабее, а значит, для того, чтобы добиться
:эластичности  губ при "взятии" высоких звуков, тогда, как наоборот,
:требуется наибольшее напряжение их,  - необходимо  как можно чаще и
:быстрее играть тремоло в  низком и среднем регистрах, и постепенно
:переходить в высокий.  Но как играть тремоло губами, когда они
:ослаблены"распущены до такой степени, что просто обычные звуки не
:берутся? Вот в том-то секрет и заключается, что нужно терпеливо
:заставлять себя или ученика с воспроизводства одного звука переходить
:на "схватывание" другого, "третьего", и т.д.  Конечно, процесс такой
:"накачки" губных мышц очень сложный, и  подробно  в статье
:рассказывать о нем не получится, но скажу, пожалуй, самое главное. О
:самом таком  принципе почти безприжимной игры  на медных духовых
:говорили  и задолго до Гриши, к продолжают говорить все "медники" и
:разве что уж очень ленивый не пробовал и не мечтал бы им овладеть. Но,
:как правило, дальше разговоров о том, что вот там, в Америке, - это
:традиция, а у нас - традиция -    просто прижимать и натягивать губы,
:и дуть, что есть силы, чтобы овладеть "верхним регистром", - дальше
:минутных экспериментов дело не продвигалось, пока не появился человек
:нечеловеческого упорства и пытливости, и настойчивости, чтобы и после
:первой неудачной попытки, и после сто первой, не упасть духом, в
:отличие от громадного большинства таких же упорных неудачников, быть
:твердо убежденным в правоте своего творческого поиска.
:И пошло-поехало! Да еще как! Открылся целый дополнительный регистр,
:который, в принципе, не нужен в практической деятельности, но
:благодаря этому, обычные высокие звуки, представляющие  определенные
:трудности  при их частом использовании, оказались исключительно легко
:доступными, устойчивыми интонационно и богаты красочностью звучания
:при разной динамике, штрихах, и это кардинальным образом расширило
:физические и художественные возможности  исполнителя.  Кроме того,
:обычная ежедневная тренировка укрепления амбушюра  приобрела более
:глубокое и интересное содержание.  Можно, конечно, бесконечно долго
:говорить об этом поистине революционном методе, но  завершая
:высказанную уже мысль о том, что нового привез сюда Гриша, как
:тромбонист, как педагог, отмечу самое главное:   вот уже много лет,
:ежедневно открывая футляр, я  беру по-Ройтфарбовски  тромбон  в руки, и
:начинаю разыгрывать тремоло и трели,  и вижу, что то же самое делают
:мои  ученики, и мои коллеги, и их ученики, и уже заранее зная
:результат этого простого, как обыкновенное чудо, -  действа, я рад от
:сознания и ощущения того, что мне выпало счастье работать и играть, и
:учиться у такого великолепного музыканта - Григория Ройтфарба. А в
:заключение этого небольшого очерка добавлю, что я вкратце  поведал
:лишь об одном открытии великого мастера.  На самом деле открытий
:подобных у него  очень много, как  и должно быть у настоящего
:творческого человека, но думаю, что о них  найдут нужным рассказать
:другие коллеги.
:С уважением, Самуэль Шифрин.
Previous Next Up Topic Литература / разное / Г.З.Ройтфарб " Физиология мышечной деятельности "