Ссылка:
http://boris04.ucoz.ru/load/gzrojtfarb_quotfiziologija_myshechnoj_dejatelnostiquot/1-1-0-104Очень интересная и нужная работа.Вот,что пишет израильский тромбонист,коллега Григория Ройтфарба, С.Шифрин :-
:В феврале 2001 года я и познакомился с Григорием
:Ройтфарбом в симфоническом (камерном) оркестре г.Раананы, где я уже
:несколько лет был таким "фрилансом". Репетировали 2-ую симфонию
: Чайковского и 9-ую симфонию Шуберта. Гриша скромно взялся исполнять
: партию 3-го тромбона, что, как выяснилось в дальнейшем, было для него
: вообще впервые. Мы сразу же подружились, так как быстро наши общий
: язык. Обратил ли я внимание на что-то особенное в его игре? Да нет,
:пожалуй... Играет чисто, грамотно, музыкально, никому своего мнения, в
: отличие от своих предшественников на этом месте, не навязывает...
: И так прошел почти год. Встречаю я как-то на очередной "халтуре" в
: другом оркестре своего бывшего коллегу Л.Виноградова. И состоялась
: у нас примерно такая дружеская беседа...
:- Ну как тебе Гришина система?
:- Что за система? - спрашиваю.
:- Ну ты обратил внимание на то, как Гриша играет?
:- Играет здорово, а что такого? Не первый, не последний...
:- Да ты что? По его системе уже добрая половина медников занимается.
:И тромбонисты, и трубачи, и валторнисты... Ты видел, как он
:разыгрывается перед репетицией?
:- Да, как-то тромбон держит горизонтально. И еще трели или тремоло все
:время играет вместо общепринятых выдержанных звуков и гамм.
:- Вот это и есть его система разыгрывания. Ты поговори с ним, он тебе
:много чего откроет, а не обратишься, так он очень скромный, и никому
:своего мнения не навязывает.
: Вот, думаю, "слона-то я и не приметил"... Как же так? Год играл с
:ним вместе и ничего не увидел, а другой пришел и сразу открытие
:сделал... Оказывается, эта система разыгрывания перед выступлением в
:оркестре, вместо обычного нашего "разогревания" губного аппарата,
:придумана именно им еще лет тридцать назад и уже давно и успешно себя
:оправдала и в его личном исполнительском опыте, и на многочисленных
:примерах его учеников, успешно продолжающих дело своего мастера.
:Система эта заключается в том, при такой постановке мундштук
:прижимается к губам намного слабее, а значит, для того, чтобы добиться
:эластичности губ при "взятии" высоких звуков, тогда, как наоборот,
:требуется наибольшее напряжение их, - необходимо как можно чаще и
:быстрее играть тремоло в низком и среднем регистрах, и постепенно
:переходить в высокий. Но как играть тремоло губами, когда они
:ослаблены"распущены до такой степени, что просто обычные звуки не
:берутся? Вот в том-то секрет и заключается, что нужно терпеливо
:заставлять себя или ученика с воспроизводства одного звука переходить
:на "схватывание" другого, "третьего", и т.д. Конечно, процесс такой
:"накачки" губных мышц очень сложный, и подробно в статье
:рассказывать о нем не получится, но скажу, пожалуй, самое главное. О
:самом таком принципе почти безприжимной игры на медных духовых
:говорили и задолго до Гриши, к продолжают говорить все "медники" и
:разве что уж очень ленивый не пробовал и не мечтал бы им овладеть. Но,
:как правило, дальше разговоров о том, что вот там, в Америке, - это
:традиция, а у нас - традиция - просто прижимать и натягивать губы,
:и дуть, что есть силы, чтобы овладеть "верхним регистром", - дальше
:минутных экспериментов дело не продвигалось, пока не появился человек
:нечеловеческого упорства и пытливости, и настойчивости, чтобы и после
:первой неудачной попытки, и после сто первой, не упасть духом, в
:отличие от громадного большинства таких же упорных неудачников, быть
:твердо убежденным в правоте своего творческого поиска.
:И пошло-поехало! Да еще как! Открылся целый дополнительный регистр,
:который, в принципе, не нужен в практической деятельности, но
:благодаря этому, обычные высокие звуки, представляющие определенные
:трудности при их частом использовании, оказались исключительно легко
:доступными, устойчивыми интонационно и богаты красочностью звучания
:при разной динамике, штрихах, и это кардинальным образом расширило
:физические и художественные возможности исполнителя. Кроме того,
:обычная ежедневная тренировка укрепления амбушюра приобрела более
:глубокое и интересное содержание. Можно, конечно, бесконечно долго
:говорить об этом поистине революционном методе, но завершая
:высказанную уже мысль о том, что нового привез сюда Гриша, как
:тромбонист, как педагог, отмечу самое главное: вот уже много лет,
:ежедневно открывая футляр, я беру по-Ройтфарбовски тромбон в руки, и
:начинаю разыгрывать тремоло и трели, и вижу, что то же самое делают
:мои ученики, и мои коллеги, и их ученики, и уже заранее зная
:результат этого простого, как обыкновенное чудо, - действа, я рад от
:сознания и ощущения того, что мне выпало счастье работать и играть, и
:учиться у такого великолепного музыканта - Григория Ройтфарба. А в
:заключение этого небольшого очерка добавлю, что я вкратце поведал
:лишь об одном открытии великого мастера. На самом деле открытий
:подобных у него очень много, как и должно быть у настоящего
:творческого человека, но думаю, что о них найдут нужным рассказать
:другие коллеги.
:С уважением, Самуэль Шифрин.