Редки случаи, чтобы марш достиг положения официального марша в 5 странах, да еще с очень различными политическими и культурными системами. Однако, таким маршем является русский Марш Преображенского полка. Марш имеет многогранную историю.
Прежде чем Петр Великий стал в 10 лет в 1682 г. царем в России, он жил со своей матерью в деревне Преображенское под Москвой. Там он создавал "потешные полки" из сыновей бояр и придворных.Эти полки позже дали начало самому аристократическому гвардейскому полку новой русской армии, которую создал Петр: Лейб-Гвардии Преображенский полк.
Приятный Преображенский марш, который имеет типично русскую партию в трио в миноре, должен быть сочинен полковым капельмейстером до 1725 г. Образцом, вероятно, послужила русская солдатская песня "Славны были наши деды". Он был включен в 1816 в Императорский русский каталог военных маршей под номером Nr. I, 54 и использовался в этом полку как встречный марш. Преображенский полк был переведен в новую столицу Санкт-Петербург.
В следующем 1817 году он был включен в позднее основанный прусский AMS под номером AM I, 30. Также он стал Präsentiermarsch'ем в Infanterie-Regiment Graf Schwerin Nr. 14 (3. Pommersches) in Bromberg, Posen, и в Pionier-Bataillon Fürst Radziwill (ostpreussisches) Nr. 1 in Köningsberg, где исполнялся до 1914 г. В России он был также маршем 10-ого Новоингерманландского пехотного, 147-ого Самарского пехотного и Выборгского гарнизонного пехотного батальона. Тогда между русской и немецкой военной музыкой были сильные связи. Богемец Антон Дерфельдт был в 1802-29 начальников всех оркестров гвардии, в 1830-50 эту должность занимал Фердинанд Хаазе из Пруссии. Ему в свою очередь наследовал Антон Дерфельдт-сын в 1850-69 гг. Еще и в 1914 году 10% от всех прусских армеемаршей имели русского происхождения. Также в Советском Союзе этот марш активно использовался, и в ГДР он был маршем почетного караула.
Но марш пришел также и после в южную Европу и другие западноевропейские страны. Король Альфонс XIII был так им поражен при его первом визите в Россию, что он попросил разрешение императора Николая II использовать марш для его Guardie de Alabarderos. Этот полк рассмотривался как охрана королевского дворца и старейший полк Европы.
Брат шведской королевы Луизы, лорд Маунтбеттен, Граф Бирманский, последний вице-король Индии, был двоюродным братом супруги короля Альфонса XIII, принцессы Виктории-Евгении фон Баттенберг, и видел, как в 1928 г. испанская гвардия в своих великолепных форменных одеждах со своим оркестром исполняла Преображенский марш. На лорда Маунтбеттена марш произвел столь сильное впечатление, что он сказал королю, что он хотел бы использовать этот марш в Royal Marines. Король дал ему марш, связь которого с ним состояла в том, чтобы он был родственен с императором Николаем II и командиром Лейб-Гвардии Преображенского полка, великого князя Сергея Александровича. Великий князь имел то же положение, что и лорд Моунтбаттен получал позднее - почетный полковник Life Guards, самого аристократического полка Великобритании.
Когда король Альфонс XIII дал лорду Маунтбеттену марш, тот предложил использовать его (в аранжировке Вивиана Дунна) в Royal Marines как Slow March. Шеф Royal Marines, генерал Фостер, образовывал комитет, но он решил, что от предложения нужно вежливо отказаться, это решение дало как результат то, что должен был образоваться другой комитет, чтобы установить все-таки Slow March. Дирижеры Royal Marines требовали, чтобы композиции этот недостаток в церемониальной музыке был исправлен. Решение принималось тяжело, и ничто не могло определиться, но комитет предпочитал старую английскую песню "Early one morning", которую Вивиан Дунн использовал как трио в своей композиции.
Приблизительно тогда был образован Лондонский батальон Royal Marines, чтобы нести службу на серебряном юбилее в 1935 г., и он нуждался в коротком, медленном марше, который должен был исполняться при смене караула Сент-Джеймсского дворца. Песня "Early one morning" хорошо для этого подходила и игралась при каждой смене караула. Для этой цели в Лондонском батальоне песня пользовалась популярностью и когда медленный марш принимался. Вивиан Дунн затем решился сочинить новый марш с "Early one morning" как первая тема и другая вторая тема. Этот марш был назван "The globe and laurel" (это эмблема Royal Marines).
Поэтому все это продолжалось до 1942 г., прежде чем лорд Маунтбеттен позволил оркестру Combined Operations Command играть Преображенский марш как марш для исполнения при проведении инспекции почетного караула. С тех пор его играли все оркестры при появлении лорда Маунтбеттена как Первого лорда Адмиралтейства, причем не только как музыка для инспекции, но и как марш для торжественного прохождения на парадах, и на церемонии "Beating Retreat". Также US Marine Band играл марш, если инспектировал лорд Маунтбеттен, который обожал пышность, роскошь и медали [как говорят, он был тщеславен как кинозвезда]
Все же Преображенский марш еще не стал Regimental Slow March, но Маунтбеттен не сдавался, и при 300-летнем юбилее Royal Marines в 1964 г. он, уже являясь шефом Defence Staff, приписал марш к Royal Marines, где марш был срочно утвержден как Regimental Slow March. То же произошло с "The globe and laurel", композитору которого Вивиану Дунну в свое время было поручено аранжировать марш. Лорд Моунтбаттен был Colonel Commandant of the Royal Marines, командиром которого был его племянник принц Филипп, которому марш подарен на его дне рождения. Оркестр Royal Marines затем провел "Troop" [смена караула]. На 260 лет раньше, в 1704, их общий предок, принц Георг Гессен-Дармштадтский, командир Royal Marines, пристутствовал при его самой большой победе, захвате Гибралтара. В телесериале "Mountbatten" главная музыкальная тема - это Преображенский марш в исполнении Royal Marines.
Можно упомянуть и другое применение этого марша в качестве музыкального приветствия в исполнении духового оркестра, вместо сигналов, подаваемых рожком, при встрече и проводах августейших особ и офицеров высшего ранга в Royal Navy и Royal Marines. В 1909 было установлено, что генерала нужно приветствовать первыми 8 тактами "Преображенского марша", но сыгранными в быстром темп.
Но лорд Моунтбаттен не был доволен тем, как "Преображенский марш" был утвержден как Regimental Slow March. Он был почетным полковником в Life Guards, и в 1970 г. он стремился, чтобы "Преображенский марш" также игрался в Household Cavalry и на дне рождения королевы. При этом лорд Маунтбеттен был на коне и в парадной форме. Дирижер оркестра Life Guards, Энтони Дж. Ричардс, говорил впоследствии: "Это хороший марш и он очень хорош для конных подразделений, если он играется таким образом, что начинаются со второго такта и играют только 2 первых темы da capo и делают на третьей четверти в восьмом такте удар". Таким образом он был аранжирован Ричардсом и исполнялся как "Walk march" и "Trot past" [марш для торжественного прохождения рысью], но в 1979 г. лорд Маунтбеттен погиб в результате теракт, и марш в Life Guards более не исполнялся.
Марш исполняется, конечно, в разных странах в разных темпах и аранжировках, используется, основываясь на них, как Slow March, Präsentiermarsch или Kavalleriemarsch .
Кто является композитор, неясно. Немцы (Toeche-Mittler) утверждают, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Богдановичем Хаазе (1788-1851). Хаазе родился в Силезии и вступил в 1810 г. во французскую армию в Болонье, последовал за Наполеоном в Москву и был захвачен в плен казаками. Ему удалось обратить на свое музыкальные способности внимание брата царя, великого князя Константина Павловича, который ввел его в свой двор в Стрельне. Когда Константин стал после Венского конгресса главнокомандующим польской армии, Хаазе в Варшаве стал руководителем польских военных оркестров. В 1830 г. он наследовал Антону Дерфельдту как главный капельмейстер оркестров гвардии в Санкт-Петербурге. Он был также директором военно-музыкальной школы. Он ушел в 1850 г. в отставку, и его место занял Антон Дерфельдт-сын, который к этому моменту уже 6 лет служил под началом Хаазе. В 1851 г. Хаазе умер в Санкт-Петербурге. Он имел чин коллежского советника, был кавалером ордена Св. Владимира и принадлежал к кругам петербургской аристократии. Среди его композиций, кроме всего прочего, марши для двух Лейб-Гвардии Литовских полков и "Marsch aus Warschau".
Мнение, что Фердинанд Хаазе написал "Преображенский марш", основано на множестве ошибок. Данный марш в 1817 г. был включен в прусский AMS под номером AM I, 30. Также в 1834 г. в AMS был включен более быстрый марш под номером AM II, 99, вероятно, сочиненный Хаазе. То, что один и тот же марш был включен дважды в каталог, дало основание полагать, что первый раз забыли отметить автора в на партитуре. Другой фактор к ненадежности этой версии состоит в том, что и авторство А.Ф. Львова также могло иметь место. Ведь AM II, 99 содержит русский гимн 1833 года, который он сочинил. "Песня Львова" стала затем в немецком переводе по ошибке называться "Лембергском (Львовской) песней", и ее путали с солдатской песней "Славны были наши деды", мелодия которой идентична AM I, 30. Тем не менее, это стало ясным только сейчас, когда сравнили партитуры AM I, 30 и AM II, 99. Эти поздние открытия (см. "Mit klingendem Spiel", Juni 1998) позволяют утверждать, что вероятно, Хаазе инструментовал гимн Львова и сочинил AM II, 99, однако не AM I, 30, т.е. собственно "Преображенский марш".
То, что Preobrazjenski из происходит из эпохи Петра Великого, подтверждается и мнением дирижера русской оперы в течение 47 лет, Эдуарда Направника, который публиковал в издательстве Boosey & Co. в 1896 г. концертный марш "Петр Великий", основанный на "Преображенском марше"
На британских нотах в качестве композитора обозначен некий Donajowsky. Он, согласно Reg Sanders [видимо автор какой-то книги или статьи] должен был быть композитором в 1600-х годах [т.е. XVII веке] и тем же самым человеком, который упоминается во вступлении. Но он также пишет, что до 1906 года марш использовался только царями, что является откровенной неправдой (Он фактически исполнялся уже в 1889 году на дне рождения королевы). В британских кругах также полагают, что марш может иметь шведское происхождение, основываясь вероятно на том, что Швеция с Россией часто воевали друг против друга. Возможно, его путают с поддельным "Marcia Carolus Rex".
Также надо упомянуть, что когда Вивиан Дунн сочинил "The Mountbatten March" в 1970 г., и начало марша он основал на 4 тактах "Преображенского марша".
"Преображенский марш" и сегодня активно используется в России. В 1988 автор этой статье был в Петергофе, где квартет медных духовых инструментов сначала безупречно сыграл шведский национальный гимн, и затем "Преображенский марш".