|
|
Вадим Штанько: «Вечно в музыке то, что оставляет след!»Сегодня уже не так, как в былые времена: звонит телефон — и ты бежишь через всю квартиру, чтобы взять трубку и узнать что-то новое для себя. Может, кто-то спешит сообщить тебе радостную весть, а может, и... Сегодня мир изменился в корне. Интернет поменял многие привычные нам вещи, ты находишь в нем почти всю информацию, которая тебе необходима. Начиная с новостей и заканчивая чтением художественной литературы и просмотром кинофильмов. Мой новый друг (и, как оказалось, соученик по Одесской консерватории) Борис Турчинский предложил вместе с ним написать очерк о моем отце. Наделенный даром музыкального публициста, он написал множество очерков, издает книги о нас, музыкантах-духовиках. Конечно, я согласился, потому что такой шанс предоставляется однажды. Ну что ж, Борис, я начинаю рассказ о своем отце. Б.Т. «С твоего разрешения, Александр, дополню „продукт“ нашей совместной и, на мой взгляд, замечательной идеи. Работая над очерком о духовиках Крыма, я обратил внимание на несколько выдающихся музыкантов вашего края, которые внесли неоценимую лепту в становление и развитие духовой музыки Крымского полуострова. Среди них и твой отец, Вадим Иосифович Штанько. Педагог, дирижер, композитор, поэт, а еще — общественный деятель. Я с удовольствием прочитал его стихи. Он был влюблен в поэзию Пушкина и, кроме того, был настоящим пушкинистом. Мне понравились и его статьи в вашей местной газете, глубокие и содержательные рецензии на выступления коллективов различных жанров — от хоров и самодеятельных оркестров до коллективов оперетты и оперы, которые в разное время гастролировали в Крыму. И, конечно же, исключительно важной была роль Вадима Иосифовича в организации грандиозных городских мероприятий, парадов духовой музыки края, конкурсов самодеятельных духовых оркестров». Родители Иосиф и ПолинаСправка. Вадим Штанько родился 7 марта 1932 года на Украине, в городе Полтава, в семье военнослужащего. Его отец, Иосиф Аверкович — фронтовик, воевал на полях Великой Отечественной войны в звании майора Советской армии. Кстати, об этом я узнал недавно на сайте «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.» Вот фрагмент из документа: «Майор Штанько И. А., не имея достаточного военного опыта, своим старанием, добросовестным отношением к делу, честностью, добился освоения военной дисциплины в кратчайший срок. Как результат его работы: его подчиненные при проверках получали хорошие оценки по тактике». Его мать, моя бабушка Полина Ивановна занималась хозяйством и растила двух сыновей и дочку. Вадим был средним ребенком в семье. К сожалению, мне больше ничего не известно в этой части своей родословной. В Полтаве, откуда тянутся корни моего отца, я был несколько раз и то — в раннем детстве. Интерес к истории своего рода был тогда невелик. Сейчас, когда он проявился в полной мере,увы, пока ничего найти не удалось. Киевская школа военно-музыкантских воспитанниковРазбирая архивы фотографий, я обнаружил фото, подтверждающие, что в 1946–1949 годах мой отец был воспитанником военной музыкальной школы города Киева. На одной из найденных мною фотографии так и написано: «Третий выпуск Киевской школы военно-музыкантских воспитанников 1946–1949 гг.» Б.Т. «Историческая фотография! Думаю, наши читатели увидят ее впервые. Может, кто-то узнает себя или своих близких. Присмотритесь внимательней! Почти все герои моих очерков в той или иной мере проходили через военно-оркестровую службу. В основном, это были дети-сироты. Изначально это были школы музыкантских воспитанников, затем, после их расформирования, многие ребята из школьных и оркестров Дворцов Пионеров становились воспитанниками военных оркестров». Окончание консерватории, начало работы в музыкальном училищеПри подготовке концерта, посвященного памяти моих родителей, в марте 2000 года, большую активность проявили коллеги-педагоги, которые работали вместе с отцом. Они внесли свои воспоминания в сценарий концерта. Вот некоторые строчки из него: «Жизнь педагога тем и прекрасна, что она непосредственно связана с будущим, с передачей опыта и знаний новым поколениям молодежи. Особенно, если это жизнь творческой личности, любящей свое дело». Таким человеком и был Вадим Иосифович Штанько, отдавший честной работе практически всю свою недолгую жизнь. Жизнь каждого человека измеряется не количеством приобретенных им благ, а тем добром, которое он сделал другим людям, той пользой, которую смог принести своей Родине, его вкладом в будущее, то есть тем, что он отдал«. В 1956 году В. Штанько окончил Киевскую государственную консерваторию по классу валторны у педагога Михаила Павловича Станкевича (позже он посвятит своему педагогу пьесу для валторны «Элегия», лирическая тема которой очень напоминает напевные украинские мелодии). Распределение получил в Симферопольское музучилище. Вот как о тогдашнем училище вспоминают преподаватели: «В то время оно находилось на ул. К. Маркса, 34. Это маленькое одноэтажное здание, с большим двором и множеством деревьев и кустов, из которых выглядывали медные трубы, тонкие смычки струнных и доносились звуки народных инструментов». В те годы педагогов и студентов было мало, а коллективы для концертной жизни города были нужны. И вот молодой энергичный педагог Вадим Штанько первым делом создает, такой нужный городу, духовой оркестр. Первые выступления которого уже начались в 1957 году. Сохранились архивные фото. Позже стараниями отца был создан симфонический оркестр, которому суждено было заниматься огромной концертной деятельностью.
Концертная жизнь — это неотъемлемая часть жизни Вадима ШтанькоОбилие праздничных городских мероприятий, поездки по городам Украины с концертными программами требовали большой выдержки и энергии руководителя коллектива. Кроме того, не хватало оркестрового репертуара для вокалистов, поэтому приходилось делать оркестровки для того состава оркестра, которым мог располагать учебный симфонический оркестр. Наверное, именно в это время у Вадима Штанько одновременно с работой над оркестровками появилось желание писать свою музыку. Классическая музыка была основой концертных программ. Под руководством Вадима Штанько симфонический оркестр училища сыграл более 150 произведений. В исполнении оркестра звучали произведения Гайдна, Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, сочинения украинских композиторов: Шамо, Драго, Гомоляки, крымских композиторов: Перевеслова, Успенского. На протяжении многих лет отец был руководителем духового и симфонического оркестра, а также заведующим отделом духовых и ударных инструментов училища. Б.Т. «Вернемся к литературному наследию Штанько, а если конкретней, рецензионной его работе. Из множества его заметок я отметил для себя две — хотя по сути своей они все важны и на то время были актуальны. Газета „Крымская Правда“: После концерта (фрагмент)Выступление в Симферополе Отдельного показательного оркестра министерства военно-морского флота СССР. Дирижеры Г. П. Алявдин и Б. Е. Левин.Музыкальная жизнь нашего города насыщена и интересна. Это и понятно, у музыки много друзей. Одни любят симфоническую музыку, другие эстрадную, третьи — камерную. На днях повезло любителям духовой музыки. В гарнизонном доме офицеров выступал отдельный показательный духовой оркестр военно-морского флота СССР, возглавляемый заслуженным артистом РСФСР Г. Алявдиным и дирижером Б. Левиным. Этот коллектив завоевал признание не только у своих слушателей, моряков, но и у „гражданских“ любителей музыки. Искусство оркестра знакомо и за рубежом — Швеции и Эфиопии. Можно много говорить о достоинствах оркестра, о его безграничных исполнительских возможностях, мягкости и певучести звучания, разнообразном репертуаре, обо всем том, что принято называть высокой исполнительской культурой оркестра, о его безграничных исполнительских возможностях. Слушатели были восхищены голосом солиста ансамбля песни и пляски им. Александрова, заслуженным артистом России Вадимом Руслановым. Никого не оставила равнодушным блестящая игра оркестра: увертюра „Руслан и Людмила“ М. Глинки, „Сицилийская вечерня“ композитора Д. Верди, произведения А. Гаврилова, А. Петрова и др.» Далее Вадим Иосифович пишет о безразличии местных органов культуры, телевидения и радио в освещении таких концертов. Упрекает в безразличии к духовой музыке и т.д. Этот коллектив мне приходилось слышать не раз. Последний раз — сравнительно недавно, на международном фестивале «Спасская Башня» в Москве (август 2016). В его программе, несомненно, это был один из лучших оркестров! Но я возвращаюсь в дни своей молодости, когда учился и работал в Одессе и к нам приезжал с концертами этот прославленный коллектив. Это была середина 70-х годов. Добавлю, что сегодня оркестр называется Центральный образцовый оркестр ВМФ России им. Н. А. Римского-Корсакова. ⁂Вторая заметка, на которую я обратил внимание — о коллеге Вадима Иосифовича по музыкальному училищу известного крымского скрипача Павла Шольца. С кем бы из крымчан мне не приходилось общаться, мне обязательно говорили: «А знаешь, Борис, у нас еще преподавал скрипку великий педагог Шольц!» В. ШтанькоУчитель музыки«Крымская правда», 1966Выше скрипку, играй выразительней. Плотнее смычком, не теряй темп. Ученик, выслушав наставления учителя, начинает играть, но учитель недоволен. — Слушай партию фортепиано. Играй ритмичнее. Ученик снова и снова повторяет, учитель останавливает и вновь терпеливо объясняет. При этом увлекается, отсчитывает ритм, играет сам, надо исполнить это фразу. Творческое состояние учителя передается ученику и наконец, получается. Оба устали, но довольны. Получив задание, ученик уходит. Урок закончен. А сколько их было на более чем 30-летний период работы у педагога Симферопольского музыкального училища П. Я. Шольца. Пожалуй, тысячи. За это время пятьдесят учеников окончили музыкальное училище по классу скрипки и альта у Павла Яковлевича. Ведь это полная скрипичная группа большого симфонического оркестра. Человека тем более молодого можно научить хорошо, играть. Но как воспитать в нем целеустремленность, любовь к искусству и людям. На редкость скромный и отзывчивый Павел Яковлевич отличается удивительной работоспособностью, одержимостью к работе. Опытный педагог и методист, он щедро делится своими знаниями со всеми, то к нему обращается. Им создан в училище ансамбль скрипачей. Музыкальное издательство Киева часто печатает переложения для скрипки П. Я. Шольца. Ученики искренне любят своего учителя. Их часто можно видеть в классе Павла Яковлевича. Одни из них уже бывшие, сегодня студенты консерваторий, другие — педагоги музыкальных школ Крыма, третьи артисты симфонического оркестра Ялты. Всех их объединяет уважение к учителю, стремление поделиться удачами, получить совет, моральную поддержку. Но далеко не всем им известна творческая биография учителя. Об одном из волнующих ее страниц я хочу рассказать. Шли первые дни Великой Отечественной войны. Враг упорно рвался к Москве. В числе педагогов и студентов Московской консерватории Павел Шольц вступил в ряды добровольного ополчения. Началась трудная фронтовая жизнь. В одном из боев рядовой Шольц был ранен. После выздоровления стал в строй, но уже в качестве руководителя ансамбля 6-го гвардейского кавалерийского корпуса. С этим ансамблем П. Шольц прошел по дорогам Польши, Румынии и Чехословакии. Жители с восторгом встречали освободителей и всюду на концертах просили спеть «Катюшу». Ансамбль под управлением Шольца исполнял песни, в которых звучало предчувствие Победы. И она пришла. Павел Яковлевич вернулся к мирной жизни и любимой профессии. Ноябрь 1966 года. Музыкальная общественность города отмечает 60-летний юбилей, а также 30-летие педагогической деятельности Павла Яковлевича Шольца. Было много цветов, музыки, пожеланий, улыбок и теплых и искренних слов. А потом снова труд — упорный, кропотливый, благородный. По-прежнему в классе слышно тихое, но настойчивое: — Выше скрипку. Играй выразительнее«. Справка. В послевоенные годы большую роль в становлении скрипичного отдела Симферопольского музыкального училища сыграли выпускники Московской консерватории Н. В. Михайлова (класс скрипки, с 1948 года — директор училища) и П. Я. Шольц (в 50-е годы был завучем училища) — оба ученики К. Мостраса, учились вместе с Д. Ойстрахом. В 1964 г. был организован струнный квартет педагогов — Л. Н. Леви, В. А. Хейфец, П. Я. Шольц, А. С. Налбандов, которые стали визитной карточкой струнного отдела училища. Путевка в жизнь. ВыпускникиЗа многолетнюю работу Вадим Штанько выпустил и дал путевку в жизнь около сорока студентов различных специальностей: валторна, труба, тромбон, ударные инструменты. Его выпускники работают по всему бывшему Советскому Союзу и за рубежом. Этот список далеко не полный, вот еще некоторые из выпускников: Виктор Готчев — доцент Одесской консерватории, выпускник 1959 г. Симферопольского музыкального училища (класса В. Штанько). Его имя вошло в книгу «Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах» (изд. «Музыка», Ленинград 1969 г.) В 1960–1967 гг. солист оркестра Одесского театра оперы и балета, с 1968 года солист симфонического оркестра филармонии. Трубачи: Владимир Ножов, Владимир Свириденко, Валерий Морозов, тромбонисты: Давид Лебединский, Владимир Фандралюк, валторнисты: Владимир Грицак, Александр Штанько. Б.Т. «Список выпускников Вадима Штанько огромен. Но две фамилии в нем задели меня за живое. Виктор Готчев преподавал у нас в консерватории, когда я там учился. Это был прекрасный музыкант. На программы симфонического оркестра, где тромбону уделялась важная роль и были сольные места, обязательно ходили все «медяшки» города и не только. Отзывы об игре Готчева были самые восторженные. Это была игра мастера! Мне с Готчевым довелось работать в Одесском муниципальном городском духовом оркестре, и я отлично помню как звучал его тромбон. А с Владимиром Фандралюком мы служили в военном оркестре Одесского военного училища ПВО страны. Дружили семьями. Кроме того, Владимир работал в оркестре Одесского оперного театра. Это был замечательный музыкант и добрый человек. Сколько опер и балетов я пересмотрел благодаря ему!» Кропотливые репетиции, яркая концертная жизньУвлеченный педагог, талантливый музыкант и дирижер, мой отец был активным организатором многих городских концертов. Кроме того, в то время были традиционными концерты, посвященные 8 марта, майским и ноябрьским праздникам. А так как в Симферополе не было профессионального оркестра, все праздничные мероприятия держались на ученическом симфоническом оркестре, которым руководил В. Штанько. Я помню слова отца: «Репетиции были „кровавые“, на пирожках и нервах». В. Штанько был инициатором традиционных марш-парадов духовых оркестров, посвященных Дню Победы. Как правило, эти парады объединяли оркестры Симферополя, Алушты, Евпатории. Большое торжественное шествие музыкантов проходило на главной площади города. Интересно заметить то, что парад начинался в 15:00, а на протяжении многих лет в это время начинался ливень. Именно ливень, а не дождь. Позже начало парада было перенесено на 12 часов дня, а знатоки помнили, что скоро пойдет ливень. И быть посему!.. Однако не всегда такая активная деятельность вызывала понимание тогдашней администрации музыкального училища и даже некоторых его коллег. Зависть — худшее из человеческих качеств. Будучи человеком твердого, волевого характера, он принимал все близко к сердцу, держа в себе необоснованные обвинения в свой адрес. Горечь накапливалась, и 3 января 1982 года, не дожив до пятидесятилетия полтора месяца —... Б.Т. Оркестровки и композицииОсобое место в жизни Вадима Иосифовича Штанько занимало сочинение музыки. Будучи прекрасным оркестровщиком, сейчас бы назывался аранжировщиком, он, естественно, знал специфику симфонического оркестра. В 1976 году он сочиняет произведение, в основе которого чисто украинская тема. Но это его тема, навеянная воспоминаниями о родных местах. И это естественно, ведь его родина — Полтава. Широка и протяжна «Элегия» — именно так называется пьеса для валторны с камерным оркестром. Впервые она прозвучала в марте 1992 года в исполнении симфонического оркестра Крымской госфилармонии под управлением народного артиста Украины Алексея Гуляницкого. Оркестровка и соло — Александр Штанько. С многолетним дирижером филармонического симфонического оркестра Алексеем Гуляницким Вадима Иосифовича связывала не только дружба и учеба в Киевской консерватории. Оба были серьезными и высокопрофессиональными музыкантами, понимали друг друга с полуслова. «Элегия» для валторны посвящена педагогу по специальности в Киевской консерватории Михаилу Павловичу Станкевичу. «Сумнийспів» для трубы отец написал в память о своем первом выпускнике Анатолии Матковском, трубаче, выпускнике 1958 года, закончившем Горьковскую консерваторию и трагически погибшем в 1966 году. Нужно отметить, что пьесы «Сумнийспів» и «Элегия» были написаны в сопровождении фортепиано. Позже они оркестрованы Александром Штанько и звучали в концертных программах уже в сопровождении симфонического оркестра. Неудивительно, что будучи валторнистом, Вадим Штанько неоднократно обращается к своему любимому инструменту. В 70-х годах делает переложение для валторны ряда произведений. Это «Веселый дуэт» для двух валторн с оркестровкой, переложение сюит из опер Лысенко «Наталка Полтавка» и С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» для валторны с фортепитано, этюды-вариации, основанные на мелодиях украинских песен, служат для развития технических и мелодических навыков начинающих валторнистов. Всю свою жизнь, работая со студенческим коллективом музучилища, он делал оркестровки произведений, которые успешно исполнялись в концертных программах Крыма. В 70-е годы на экраны вышел кинофильм «Неуловимые мстители», один из первых советских боевиков. На материале музыки к этому кинофильму В. Штанько создает оркестровку и обработку и называет ее музыкальной картинкой «Красные дьяволята». Позже с самодеятельным коллективом ансамбля танца Крымского мединститута под руководством Луизы Ильиничны Маринавы эта композиция прогремела на всю Украину. Крымская правда от 16 сентября 1979 г. писала: «Под аккомпанемент нашего духового оркестра он с блеском исполнил хореографическую картинку „Красные Дьяволята“. Дирижировал оркестром В. И. Штанько — преподаватель музучилища, который вложил много труда в подготовку конкурсной программы коллектива». Это произведение было издано издательством «Музична Україна», Київ — 1974 г. О музыке и музыкантах — публицистика, статьи, очерки...Обладая разносторонним творческим даром, Вадим Штанько часто печатался в республиканских газетах и журналах — таких, как «Крымская правда», «Крымский комсомолец», «Советский Крым» и других. Он пишет очерки о ведущих исполнителях-инструменталистах и вокалистах, о творческих коллективах Крыма, об истории музыки. Вот некоторые названия статей:
В. И. Штанько часто приглашали быть членом жюри на конкурсах. Иногда это членство воплощалось в статье под псевдонимом В. Дымов. Ему принадлежат методические разработки, связанные с любимым инструментом — валторной. «Звук при игре на валторне» (1981 г.), «Л. В. Бетховен. Соната № 8, часть вторая (о переложении и исполнении)» (1976 г.), «Работа над концертом В. А. Моцарта № 3 для валторны с оркестром в музыкальном училище» (1979 г.) «Мне Пушкин дорог с юных лет...»В нашем разговоре, Борис, вас заинтересовало поэтическое творчество Вадима Штанько. С удовольствием расскажу об этом... Всю свою жизнь В. Штанько собирал материалы об Александре Сергеевиче Пушкине. «Мне Пушкин дорог с юных лет, я и сегодня с ним в дороге, он часто мне дает совет на трудном жизненном пороге», — этими строчками начинаются этюды в стихах «Пушкин в Крыму», написанные в 1978–1979 гг. Отрывок из этих этюдов, «Бахчисарай», был опубликован в газете «Таврические ведомости» в июне 1992 года, к 60-летию со дня рождения автора. Большой трактат под названием «Пушкин и Воронцов. По страницам Пушкинианы» охватывает период пребывания А. Пушкина в Крыму и взаимоотношения Пушкина и семьи Воронцовых. В конце 70-х годов вышла в свет партитура Георгия Васильевича Свиридова — музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Музыка настолько проста и гениальна, что привлекла внимание многих дирижеров. Вадим Штанько, будучи поклонником творчества Пушкина, был одним из первых, кто сделал музыкально-литературную композицию по этому произведению. Кроме того Вадим Штанько собрал много газетных и журнальных статей, связанных с биографией поэта. Они были объединены в более чем десять папок по разным направлениям. Эти бесценные материалы переданы в библиотеку музея А. П. Чехова города Ялты. В 2009 году была издана книга Вадима и Александра Штанько «Избранное в образах и лицах». В книгу вошло все литературное наследие отца до последних записей и черновиков. Стенгазеты. Новогодняя знаменитая «Квазимода»Литературная деятельность Вадима Штанько ярко выражалась в газетах, которые выпускались им в училище вместе с его коллегой Евгением Евпаком. Это прежде всего была замечательная «Квазимода» — газета, выпускаемая на Новый год, полная юмора, острой сатиры, пользующая любовью учащихся и педагогов. Это была и газета, посвященная Одессе, она так и называлась «Одесса есть Одесса», где карикатуры не уступали ярким заметкам с одесскими оборотами... Обязательными были стенгазеты на первое апреля. В них с юмором отображалась жизнь училища, высмеивались наиболее интересные случаи. Впоследствии я продолжил дело отца, выпуская юмористическую стенгазету «Квазимода». Одна из последних была под названием «Моцаркин и Сальеркин», которая вышла перед годом Моцарта. Б.Т. «...Мы идем по жизни вместе...»,— так сказал бы Вадим Иосифович о любимой супруге НаталииНаталья Штанько. В 1957 году окончила Киевскую консерваторию по классу фортепиано и получила распределение к мужу в Симферопольское музыкальное училище. «Педагог по фортепиано, вложивший весть свой жизненный опыт, знания, энергию в воспитание новых поколений музыкантов. Два человека, всю жизнь прожившие вместе и творившие вместе. Рука об руку они шли, учась в Киевской консерватории. Рука об руку они шли, работая в Симферопольском музыкальном училище, выпуская замечательных музыкантов, которые в дальнейшем продолжали традиции своих любимых педагогов», — говорили о них коллеги. Наталья Максимовна, человек с огромной жизненной энергией, требовательный к себе и ученикам, — она была помощником для Вадима Иосифовича во всех его делах и бесконечных творческих идеях. Сейчас мы подходим к самому трогательному этапу очерка. Поэтический талант Вадима Штанько. Хочется привести цитату из стихов, посвященных его жене Наталье Максимовне.
Какая ты красивая, В поэтическом творчестве отец также был многогранен. Ему были подвластны такие жанры как стихи, басни, эпиграммы. В последний год жизни он пишет поэму в стихах «Завещание матери» (1981 г.) о жизни простой украинской женщины Евдокии Гайдук, потерявшей сыновей во время войны. Эта поэма меня вдохновила на написание музыки. Весной 2007 года была сочинена партитура для хора, солистов, чтеца и симфонического оркестра. Премьера состоялась 21 марта 2008 года в концертном зале Симферопольского музыкального училища. Крымский камерный хор, руководитель Игорь Михайлевский. Солисты: Людмила Румянцева (сопрано), Михаил Сорокин (тенор),текст читала музыковед Алла Сергаева. Для себя я твердо определил, что к двум отцовским поэмам я должен написать музыку. Одна из них выше упомянута — «Завещание матери», вторая, любимое детище отца — конечно же, поэма «Пушкин в Крыму». Кстати, отец назвал ее этюдами в стихах: музыкальная тема отражена и здесь... В августе–декабре 2006 года партитура была окончена и марте 2007 года состоялась премьера в том же концертном зале Симферопольского музыкального училища. Солисты: Людмила Румянцева (сопрано), Олег Яровой (тенор), Владимир Козин (баритон); текст читала на тот момент выпускница училища Мария Волкова. В продолжение нашего диалога скажу, что мною написана музыкальная баллада к стихотворению «Женщина у моря».
Я видел женщину у моря. Б.Т. Cправка. Александр Штанько. С честью и достоинством продолжает дело отца сын Вадима Иосифовича, Александр. Дирижер и преподаватель класса валторны. В настоящее время работает в университете культуры и искусства г. Симферополя, занимается композицией. Передо мной афиша концерта «Мелодии, рожденные Крымом», где прозвучали произведения А. Штанько в исполнении симфонического оркестра государственного академического музыкального театра под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Крым Александра Коваленко. Среди них симфонические эскизы: «Звездное мерцание», «Неразрешенный вопрос», «В классическом стиле». Преподавая в музыкальном училище, воспитал целую плеяду молодых исполнителей, которые безмерно ему благодарны и помнят его с большой теплотой. Музыкальное образование получил в музыкальном училище г. Симферополя (1975–1979 гг.) по классу валторны, педагог В. И. Штанько. После службы в рядах Советской армии в 1982 году поступил в Харьковский государственный институт культуры. Позже был переведен в Одесскую государственную консерваторию им. А. В. Неждановой, которую закончил в 1989 году по классу валторны у педагога А. А. Осипенко. С 1986 по 2014 годы работал в Симферопольском музыкальном училище преподавателем в классе валторны и концертмейстером. С 2015 года по настоящее время работает преподавателем на кафедре музыкального искусства в КУКИиТ г. Симферополя. ⁂Ну вот, Борис, на этом я хочу закончить рассказ о своем отце. Все, что удалось вспомнить, — малая часть недолгого, но насыщенного пути. Таким был выдающийся музыкант-духовик Крыма, дирижер, композитор, поэт, музыкальный критик, новатор и первопроходец, принимавший на своем пути сложные творческие решения и с успехом выполнявший их. «Ничто не вечно в этом мире, лишь вечно то, что оставляет след». Имя Вадима Штанько помнят его коллеги, ученики — люди, с которыми он общался и работал. Дай Бог в наше время не пасть духом, сохранять традиции и продолжать дело, начатое Вадимом Иосифовичем Штанько... Борис Турчинский, А. Штанько, май 2017
|
|
|
|
|
|