|
|
Сергею Николаевичу Остапенко — 70!За дирижерским пультом отметил свой 70-летний юбилей заслуженный артист России, президент благотворительного фонда «Дети и Музыка», основатель и дирижер камерного оркестра «Садко» Сергей Остапенко. С музыкой и открытой душойЮбилей признанного ветерана духовой музыки — не просто факт личной биографии. Сергей Николаевич — всеми признанная и одаренная личность. Всю жизнь я горжусь дружбой с Сергеем Николаевичем Остапенко — «парламентером», осуществляющим от имени высокого искусства связь между людьми и тем прекрасным, что их окружает, а потому — посланцем мира: ведь мир все-таки должна спасти красота. С музыкой и с открытой душой всю свою жизнь он идет к нам, к людям. Когда-то, в 70-х годах, мы вместе служили в Одессе. Служили музыке. Даже жили по соседству. Позже Сергей достиг высот в военной карьере, и не только. В служении нашей Музе. Когда разговариваешь с Сергеем Остапенко о былой службе, о преподавательской работе — обращаешь внимание на то, что он постоянно упоминает множество фамилий — имена своих учителей, товарищей по учебе и работе, выдающихся личностей, с которыми встречался. Всех тех, кому он благодарен, — а теперь уже и учеников своих — он помнит, знает, никогда не забывает. Конкурсы и концерты памяти его учителя со времен учебы в Киевском музыкальном училище, талантливого трубача, композитора, профессора Николая Владимировича Бердыева, давно стали важной составной частью культурной жизни Москвы. Он так много говорит о других и так мало — о себе! Сколько имен выдающихся и просто отличных музыкантов с его помощью навсегда останется в антологии музыки... Сергей о себе, о своем пути в музыке— Я учился в обычной киевской школе. В нашем классе была Надя Надирадзе, мама которой была артисткой балета Киевского театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Помню, она поставила в нашем классе полонез из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». И мы, мальчишки, танцевали на сцене оперного театра как победители смотра детской художественной самодеятельности. Мои друзья Виктор Литвинов и Виктор Гулак затем поступили в Киевское хореографическое училище. Виктор Литвинов окончил это учебное заведение, стал солистом балета Киевского театра оперы и балета, получил почетное звание Заслуженного артиста Украины. Он участвовал в различных конкурсах артистов балета, неоднократно завоевывал звание лауреата этих конкурсов, выступал на различных сценах мира. Танцевал с Майей Плисецкой в балете Родиона Щедрина «Кармен-сюита», исполняя партию тореадора. Виктор Литвинов затем был главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета. Сегодня — балетмейстер-постановщик Национальной оперы Украины. Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. ЧайковскогоМногие из духовиков в юности были воспитанниками военных оркестров. В 1965–66 годах был и я воспитанником военного оркестра училища связи (дирижер А. Г. Зубенко) и оркестра штаба Киевского округа (начальник оркестра Э. О. Маркус). Желание стать дирижером было больше, чем желание быть оркестрантом, и в 1967 году после окончания с отличием музыкального училища я поступил в Московскую государственную консерваторию на военно-дирижерский факультет. Я до сих пор задаюсь вопросом: кто и что повлияло на мое решение?.. Наверное, окружавшие меня военные музыканты и дирижеры. И я ни в коем случае не жалею, что связал свою судьбу с военной музыкой! Мне повезло учиться у замечательных преподавателей. По дирижированию — у А. П. Долинского, Х. М. Хаханяна, Б. А. Диева и В. А. Жарова. По инструментовке — у Л. Ф. Дунаева и Д. А. Браславского. По классу трубы — у П. А. Волоцкого и К. Я. Серастанова. Большую поддержку я ощущал от композитора и дирижера П. А. Полякова, который в свое время познакомил меня с Борисом Лятошинским. По совету Петра Андриановича Полякова моей дипломной работой по инструментовке и дирижированию была поэма «Воссоединение» Бориса Лятошинского, которую я исполнял с оркестром Бронетанковой Академии (начальник оркестра Гектор Восгенович Канаян). Вот так курс!!!— У нас был очень сильный курс. Пять человек окончили факультет с отличием. Со мной учились в будущем выдающиеся военные музыканты.Мои однокашники — Геннадий Афонин и Михаил Берсан. Геннадий был начальником военно-музыкального училища, сейчас он доцент Университета культуры по классу трубы. Михаил был начальником военно-оркестровой службы Белорусского военного округа, сейчас — профессор Академии музыки республики Беларусь. Вячеслав Полушин был начальником кафедры дирижирования на факультете. Сейчас ведет класс оркестра в детской музыкальной школе и преподает на факультете военного института. Владимир Емельянов, преподаватель инструментовки на нашем факультете. Владимир Еждик — создатель духового оркестра в филармонии Ростова-на-Дону. Ныне этот оркестр носит его имя. Валерий Ермошкин — композитор, дирижер, засл. деятель искусств России, Владимир Лясота — дирижер, заслуженный артист Украины — профессор Одесской консерватории, Владимр Южаков — заслуженный артист России, бывший начальник оркестра бронетанковой академии. В общем, о нашем курсе можно написать отдельную статью, а еще лучше — книгу! Просто выдающийся курс! Необычна и профессиональна была и атмосфера самого факультета! Организовывались встречи с музыкантами мировой известности, дирижерами и преподавателями, такими знаменитостями, как Ю. Саульский, В. Людвиковский, Л. Утесов, Э. Рознер, Б. Ривчун и многие другие. Немного историиДед Сергея был начальником пожарной охраны города Киева. Огнеборец! Погиб в 1943-м году в боях под Сталинградом, как всегда борясь с огнем, на этот раз — со всемирным пожаром, который разожгли фашисты. Родители познакомились в военном госпитале, где отец лежал после ранения — ему довелось быть водителем танка у прославленного генерала Рыбалко! Мама была медсестрой медсанбата — кстати, дошла со своим санитарным батальоном до Берлина! На фронте в медсанбате родители и познакомились. — В 1963 году, после окончания восьми классов ты поступил в Киевское музыкальное училище им. Р. М. Глиэра, в класс лауреата Всемирного фестиваля молодежи в Берлине, заслуженного артиста Украины, солиста оркестра Киевского театра оперы и балета Николая Владимировича Бердыева. — В то время Бердыев занимался концертной деятельностью, играл в оркестре театра оперы и балета и преподавал в Киевском музыкальном училище. В моем становлении как оркестрового музыканта, а в дальнейшем дирижера оркестра большую роль сыграли мои учителя в период занятий в училище. Это, в первую очередь, Николай Владимирович Бердыев, а также Исаак Маркович Кобец — ассистент Николая Владимировича, Жанна Андреевна Литвиненко — преподаватель музыкальной литературы, Петр Андрианович Поляков — композитор, дирижер и прекрасный педагог, друг выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского. Преподаватель по дирижированию — Алексей Григорьевич Зубенко, преподаватель по инструментовке и чтению партитур — композитор Александр Канерштейн, преподаватель по теоретическим дисциплинам — композитор Леонид Хейфец-Поляковский. Я думаю, что благодаря такому звездному составу моих преподавателей в музыкальном училище, из меня и вышел хороший музыкант, дирижер и аранжировщик. Мою дальнейшую судьбу помогли решить также начальники военно-оркестровой службы Киевского военного округа Э. Парсаданян и А. Ладановский, профессор Х. Хаханян и дирижер Ю. Мельничук. — Сергей, я знаю, что тебе довелось быть начальником оркестра старейшей военно-инженерной академии России! — Да, но перед этим я был дирижером оркестра штаба Одесского военного округа, затем преподавателем в суворовском музыкальном училище и только затем дирижером военно-инженерной академии имени Куйбышева. С 1980 года по 1985 год я служил в Московском военно-музыкальном училище. Вместе со мной в то время в училище работали А. В. Поляков, Г. А. Афонин, И. Г. Зубарев и еще многие офицеры-выпускники нашего военно-дирижерского факультета разных лет. Начальниками училища были В. И. Детистов и К. И. Романченко. Девять лет — с 1985 по 1994 год — я был руководителем оркестра старейшей Российской академии — военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева. Под моим руководством коллектив три раза занимал призовые места на военных музыкальных конкурсах. Оркестр много выступал на различных площадках Москвы. С нами выступали известные солисты-инструменталисты и вокалисты: народная артистка СССР Нинель Ткаченко, с которой я был знаком еще по Одессе, народный артист СССР Александр Ворошило, заслуженные артисты России Эдуард Лобковский и Владислав Кононов, заслуженный артист России Иван Оленчик и многие другие. ⁂В 1994 году подполковник, военный дирижер Сергей Остапенко вышел в отставку. Начал заниматься педагогической деятельностью, взялся за преподавание в детской музыкальной школе. Тогда же создал в Московском концертном объединении «Садко» камерный оркестр и до настоящего времени является его художественным руководителем. Он организатор хорошо известного в России фестиваля детского и юношеского творчества «Дети и музыка». В августе 2000 года удостоен звания заслуженного артиста РФ, В 2005 году создал и возглавил Международный благотворительный фонд с тем же названием — «Дети и музыка» — и был избран его президентом. С этого же года начал работать в Московском колледже музыкально-театрального искусства. Преподаватель высшей квалификационной категории. О нем и его работе пишут так: «Исполнение руководимыми Остапенко коллективами носит ярко выраженный эмоциональный характер, отличается широким объемом используемых методов и приемов обучения, и, как результат, выработкой своего осознанного взгляда и отношения к исполняемому материалу». Сух и высокопарен академический язык. Но по сути все верноНа протяжении многих лет ученики Остапенко занимают призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Евгений Наумов — лауреат второй премии конкурса имени Тимофея Докшицера в 1996 году, Константин Овчинников — лауреат (третья премия) конкурса имени М. Табакова в 2000 году и лауреат фестиваля «Новые имена»" 2001 года, Юрий Воробьев — лауреат Второго конкурса имени М. Табакова и лауреат фестиваля «Новые имена». Владимир Пинялов завоевал первую премию на Третьем конкурсе имени М. Табакова в 2007 году и стал лауреатом фестиваля «Новые имена» 2005 года. Евгений Ременев также лауреат конкурса имени М. Табакова. Ученики Остапенко продолжают дальнейшее музыкальное образование, обучаясь в средних и высших музыкальных учебных заведениях. За весь период творческой деятельности Сергея Остапенко коллективы, руководимые им, также и камерный оркестр «Садко», отличаются высоким исполнительским профессионализмом. 25 лет Сергей Николаевич Остапенко работает в детской музыкальной школе им. Б. А. Чайковского: ведет класс трубы, заведует духовым отделом. В 2005 году приглашен в Московский колледж театрально-музыкального искусства им. Г. П. Вишневской. — Сергей, как же много достиг ты за годы преподавательской деятельности в школе и колледже... — Приятно, что на протяжении многих лет мои ученики занимают призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Выступаем с концертными программами в Москве и области, за рубежом. Обо всем этом, Борис, мы упомянули в начале очерка. Горжусь только что полученной наградой, дипломом от российского культурного проекта «Бессмертный Оркестр» — «За бесценный вклад в развитие отечественного и мирового духового исполнительского искусства». Руководитель проекта «Бессмертный Оркестр» Главный дирижер Государственного духового оркестра РФ Сергей Поляничко. Справка. «Бессмертный оркестр» — такое название получил новый проект, посвященный памяти Государственного духового оркестра СССР. Почти 80 лет история этого творческого коллектива была предана забвению. Причины трагедии коренятся в истории войны. В первые дни войны все оркестранты, за исключением нескольких больных, пожилых участников, вступили добровольцами в московское ополчение. Их отправили на фронт, на передовую. И все погибли. Светлая память этим героям-нашим коллегам! Юбилейный концертПоздравить юбиляра в Большом зале музыкальной школы им. Б. А. Чайковского собрались поклонники Сергея Николаевича, коллеги и друзья и, конечно же, родители благодарных учеников. Присутствовали и корифеи духовой музыки: Лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России, профессор Академии музыки имени Гнесиных Иван Оленчик, заведующий кафедрой медно-духовых инструментов Московской государственной консерватории, заслуженный артист России, профессор Владимир Шиш, профессор Академии музыки имени Гнесиных Владимир Докшицер, композитор, заслуженный артист России, член союза композиторов России Александр Гилев, шеф-редактор научно-популярного музыкального журнала «Оркестр», заслуженный работник культуры России, профессор Анатолий Дудин, преподаватель Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории Анатолий Ян-Борисов и другие. О самом концерте можно сказать только одно — великолепно! Браво! Здорово было все — начиная с выступления двух начинающих трубачей — а им по семь лет — Денисова Димы и Михеевой Леры и до, можно сказать, уже зрелых музыкантов, которые занимаются в музыкальном колледже и в музыкальной академии: Денис Шварц, в исполнении которого прекрасно прозвучала пьеса О. Кетинга «Интрада», Владимир Пинялов убедительно исполнил «Элегию» Н. Бердыева, замечательно сыграл «Легенду» композитора Г. Венявского Павел Миняев. Очень украсило концерт выступление ансамбля трубачей им. Н. В. Бердыева. Никого не оставила равнодушным «Чокырлия» в исполнении преподавателя факультета военных дирижеров Максима Анисимова и оркестра «Садко». Все аранжировки для солистов и оркестра искусно сделаны самим юбиляром. Поздравления юбиляру (фрагменты)
Директор музыкальной школы, заслуженный работник культуры России Кураева Елена Ивановна:
От профессора, заслуженного деятеля РФ, композитора Геннадия Чернова:
Директор муниципальной консерватории г. Петах-Тиква (Израиль) Шломит Мадар:
Дорогой Сергей Николаевич!
Профессор Одесской Национальной Академии Музыки, заслуженный артист Украины Владимир Лясота:
Анатолий Дудин, заслуженный работник культуры России, шеф-редактор научно популярного музыкального журнала «Оркестр», профессор МПГУ:
Поздравления от друзей и коллег. Борис Турчинский, октябрь 2018
|
|
|
|
|
|