Partita.Ru

Жизнь, отданная музыке

Самое изысканное из искусств

Заслуженный артист России Гаррий Минеевич Оганезов без всяких условностей и натяжек на любых своих гастролях, где бы ни бывал, мог бы сказать о себе с гордостью, что он представляет город Липецк и родной липецкий симфонический оркестр. Именно так его и объявляли, как липецкого дирижера — в Вене, в Берлине, в Москве. И он мог бы рассказать, что Липецк — красивый город. Красивый, не только своими улицами, но и людьми, и еще — музыкой. Не зря говорят, что любовь к классической музыке — удел немногих счастливцев. Жителям Липецка в этом смысле повезло. Но еще говорят, что гармония и красота классической музыки не всегда совпадают с нашими реалиями. Это, к сожалению, правда...

Вершиной его музыкальной деятельности был Липецкий симфонический. Он его создал, это было его детище. И жители рабочего города тоже с гордостью могут сказать о земляке, что родившийся в украинском Житомире армянин Оганезов их исконный, липецкий.

Более 50 лет посвятил он творческой деятельности. В течение последних 14 лет Гаррий Минеевич работал с Липецким симфоническим оркестром. За большой вклад в развитие культуры и искусства города награжден знаком «За заслуги перед Липецком». Липецк известен как город музыкальный, во многом благодаря и Оганезову. Здесь сформировались интересные музыкальные коллективы: камерный хор и оркестры — джазовый, народных инструментов, симфонический. Для города, в котором нет своей консерватории, эти коллективы — немалое достижение, признак начавшейся кристаллизации культурного центра.

Самое изысканное из искусств — симфоническая музыка — оказалось самым «демократичным» по аудитории и месторасположению концертного зала в областном центре. У липецких музыкантов, к счастью, есть преданные слушатели, которые через весь город едут слушать музыку, где стоит отнюдь не самый лучший в городе недорогой рояль. Бетховен, Бах и Чайковский звучат в зале, где потолок в разводах от протекшей воды, а оформление сцены — скромнее, чем в сельском клубе.

Перед началом своего последнего концертного сезона Гаррий Оганезов дал интервью местной газете «АиФ-Липецк», которое сегодня воспринимается как творческое завещание. Тогда маэстро с воодушевлением планировал программу и откровенно рассказывал о неразрешенных проблемах симфонического оркестра в городе.

...Липецкий симфонический играл для своего художественного руководителя Гаррия Оганезова в последний раз. Бессменный руководитель оркестра скончался 5 февраля 2010 года на работе. Ему было 72 года. Его оркестранты, которые, как мужчины, плакать бы не должны, плакали и... играли.

«Музыка осталась с нами!»

С таким заголовком вышли липецкие газеты, когда не стало Оганезова. Маэстро было бы приятно. Ведь именно для этого прибыл он однажды в этот город, чтобы подарить ему свое творчество. «Жизнь, отданная музыке», — так писали о нем. Немного банально, но, по сути, очень верно.

Гаррий Оганезов родился в Житомире, учился в Свердловске, работал в Томске и Одессе. Преподавал в Воронеже. Но главное дело своей жизни сделал в Липецке. За 14 лет он совершил переворот, коллектив под его руководством много гастролировал по стране и за рубежом, становился лауреатом конкурсов и фестивалей.

«Понимание музыки при нем стало совсем другим. Он за это не просто болел, он жил этим. Он считал, что лучше этой профессии не может быть, и ни на какую бы ее не променял. И он, конечно, сгорел оттого, что в нем горел этот внутренний огонь» — так о нем писали. Первым среди муниципальных коллективов липецкий симфонический всегда открывал концертный сезон. Оркестр привез награды Бетховенского фестиваля, успешно выступив в Австрии. По приглашению австрийской стороны симфонический оркестр дал три концерта. На каждом из концертов зрителям предлагалась новая программа.

Еще в 1990 году липецкий оркестр дирижера Оганезова стал Дипломантом Всероссийского фестиваля в Новосибирске, в 2006 году — он дипломант Международного фестиваля в Германии. Оркестром были осуществлены концертные постановки опер Перголези «Служанка-госпожа», Рахманинова «Алеко», Верди «Аида», Глинки «Руслан и Людмила».

...В кабинете маэстро все очень аккуратно. На стенах минимум грамот — только с международных фестивалей. Из Германии, Австрии. Триумфом завершилась первая же зарубежная поездка коллектива. Из немецкого города Кобленца музыканты Оганезова вернулись с почетным кубком и дипломом лауреата фестиваля «Культурные встречи: Германия — Россия».

Идеи Гаррия Минеевича понимали не все. Но он крутил у виска и говорил про себя: «Я человек творчества». Сергей Гузеев, корреспондент: «Вроде совсем недавно по городу висели афиши, которые приглашали всех на концерт симфонического оркестра с участием выдающегося российского пианиста Юрия Розума. Дирижировал Гаррий Оганезов. Это выступление собрало полный зал. Такое в Липецке бывает не часто».

В программу того блестящего выступления включены были шедевры мировой музыки — «Концерт для фортепиано с оркестром № 1» Петра Чайковского, «Этюд — картина», «Рапсодия на тему Паганини» и прелюдии Сергея Рахманинова. Исполнение таких сложных вещей по плечу только музыкантам самых выдающихся оркестров.

Оганезов жил музыкой. Даже три инфаркта и кардиостимулятор не заставили его уйти со сцены. Даже и в ту злополучную пятницу, когда начал задыхаться, все надеялся провести репетицию.

«Нами подготовлено много музыки»

Каждый новый концертный сезон в Липецке — новая серьезная программа.

— Наш симфонический оркестр действует таким образом, что не повторяет свои концерты, — рассказывал Гаррий Оганезов. — У оркестра каждый сезон — новая серьезная программа. Но это до некоторой степени и печально: нами подготовлено много музыки, которая достойна слушателя в любом концертном зале любого города мира и которую хорошо было бы повторить на гастролях и в следующем сезоне. Наш оркестр имеет опыт успешных гастролей за рубежом и по области. Нас «на ура» принимали в Германии, зал долго аплодировал. Такой известный артист, как Ренат Ибрагимов, остался доволен своим выступлением с нашим оркестром.

В Липецком симфоническом оркестре играют не звезды мирового уровня, а музыканты добросовестно и трепетно относящиеся к своему труду, не зараженные «бациллой» снобизма, работающие в поте лица. Вновь слово Оганезову.

— Порой артисты стонут: мы работаем за такие мизерные деньги. Я им отвечаю: в России всего пять оркестров, которые много зарабатывают, остальные находятся на таком же финансовом уровне, как у нас. Нам нужен и свой большой автобус, чтобы мы могли поехать на гастроли в соседние области и районы. За заказ одной поездки надо платить минимум десять тысяч рублей, деньги для нас огромные. В мире самые востребованные музыканты — российские. С нашим оркестром выступает тенор, который является украшением любой сцены, артистичный и красивый. Оркестр не может оплатить выступления приглашенных солистов, но благодаря добрым отношениям они рады выступить у нас, потому что им интересно играть с нашими музыкантами.

Студент-Педагог-Дирижер

Оганезов родился в моем родном городе Житомире. Учился в нашем житомирском музыкальном училище имени В. С. Косенко сразу на двух отделениях. По классу кларнета и скрипки, что затем положительно повлияло на все аспекты дирижерского искусства. Ему повезло с преподавателем. Это был выдающийся педагог Зельман Зусиевич Ройтфарб. Прекрасный педагог-дирижер и организатор.

Впоследствии Гаррий Оганезов сам работал преподавателем училища, вел симфонический оркестр училища (будучи студентом этого училища, я играл в этом симфоническом оркестре, а также часто был приглашенным кларнетистов в оркестре Житомирского театра, где была основная работа Гаррия Минеевича). Не отсюда ли столь глубокое понимание им народности самого изысканного из искусств, как называют симфоническую музыку.

Уральская консерватория. Класс кларнета у И. М. Нестерова. Обучаясь на духовом отделе, он уже мечтает о профессии дирижера, посещает факультативно уроки дирижирования. Было это в теперь уже далеких и столь романтичных шестидесятых годах физиков и лириков. А в 70-е была учеба в аспирантуре у известнейшего педагога, профессора Марка Павермана. Это были прекрасные и незабываемые его годы.

Мы с Оганезовым нашли друг друга с помощью Интернета, через много-много лет. К сожалению, я не все успел спросить у Гаррика, как его называли друзья. Хотелось расспросить его о том, как он из «самодеятельного состояния» вывел свой оркестр на союзный и международный уровень. С ним играли выдающиеся исполнители, сотрудничали известные композиторы. Оганезов был в своем оркестре непререкаемый авторитет. Хотя и в тот десятилетний период, когда он был вторым дирижером Одесского симфонического оркестра, тоже оставил неизгладимый след и в его жизни, и в музыкальной жизни Одессы.

В беседах с ним мне всегда приятно было слышать, с какой любовью отзывался он о своем коллективе. Оркестр был высокопрофессиональным, жизнь его была насыщенной гастролями. В Одессу любили приезжать знаменитые дирижеры, композиторы и ведущие солисты СССР и других стран. До сегодняшнего дня с большой теплотой вспоминают Гаррия Оганезова в Одесских музыкальных кругах. Кстати и тут, как и в случае с Житомирским музыкальным училищем, будучи студентом Одесской консерватории, мне пришлось играть в оркестре Одесского симфонического оркестра ряд программ, подготовленных Гаррием Минеевичем. Для меня это было незабываемо! С таким известным коллективом и плюс ко всему под управлением талантливого дирижера и близкого мне человека-Оганезовым.

А уехал он из Одессы не по своей воле. Когда началась перестройка и пошли волны вседозволенности под прикрытием слов о демократии, когда коллектив мог выбирать дирижера, кучка бунтовщиков (все как в 1932-м году) такого одаренного дирижера... забраковала! В это трудно поверить! Подорвав устои, бунтовщики исчезли из коллектива, как бабочки-однодневки, но дело было сделано. Оганезов переезжает в Воронеж и там сразу получает свой первый сердечный приступ, который его уже держал потом клещами на протяжении многих лет.

Оганезов, как дирижер, был внешне сдержан, но с большой внутренней энергией, поэтому его учителя Марка Павермана и его самого в Германии назвали продолжателем дирижерской школы Артура Никиша — видного венгерского дирижера прошлых лет. Дирижер, заведующий музыкальной частью Житомирского музыкально-драматического театра, дирижер Свердловского театра музыкальной комедии, художественный руководитель Томской филармонии, дирижер симфонического оркестра Одесской филармонии, профессор Воронежской государственной академии искусств — вот далеко не полный перечень этапов творческого пути Оганезова. Под его руководством липецкий коллектив достиг высокопрофессионального уровня, стал лауреатом международных фестивалей и конкурсов, с успехом гастролировал в городах страны и за рубежом.

С оркестром выступали народные артисты России и СССР. Свои авторские программы в Липецке показывали композиторы с мировым именем — Родион Щедрин, Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Владислав Казенин. Последний концерт Липецкого симфонического оркестра с участием выдающегося российского пианиста, народного артиста РФ Юрия Розума состоялся 3 февраля, практически в канун смерти Оганезова... У него было много планов, идей, замыслов, но не выдержало сердце...

Гаррий Оганезов был человеком отзывчивым и главное — отзывчивым творчески. Узнав о смерти своего близкого друга по училищу, талантливого украинского композитора, заслуженного деятеля искусств Украины Александра Стецюка Оганезов сразу проявил желание провести в Липецке концерт «Памяти друга» из произведений Александра Михайловича Стецюка. Это произведения для симфонического оркестра, инструментальная музыка, песни и романсы. Мы с друзьями уже начали поиск нот. Увы... Не суждено было...

Человек, с душою нараспашку

— Гаррий Минеевич был удивительным человеком, ярким и сложным, как все талантливые люди, — вспоминает друг и соратник Оганезова Вера Ерохина. — Он буквально изнурял творчеством и себя, и окружающих. По его мнению, талант — далеко не все, что делает артиста. Главное — непрерывная кропотливая работа над собой, над совершенствованием мастерства. У него не было такого: эту музыку я не люблю, и играть не буду. В творчестве каждого композитора он умел находить прекрасное. При этом русская классика всегда оставалась его самой большой любовью. Оганезов умел находить талантливых детей и открывать перед ними путь в искусство. В рамках абонемента «С оркестром играют дети» с его коллективом выступали обычные ребята из простых музыкальных школ, вдохновляясь энергией маэстро и его любовью к музыке. Очень приятно, что такие известные молодые музыканты, как Артем Пилоян, Алексей Сычев, Сергей Басукинский, Давид Махмудов, начинали с Липецким симфоническим оркестром. В жизни Гаррий Минеевич был человеком с душой нараспашку. К нему тянулись даже выдающиеся мастера мировой музыкальной сцены. Уникальный случай: с провинциальным оркестром выступали знаменитые Александр Князев, Ирина Бочкова, Юрий Розум и многие, многие другие. Он привык жить по максимуму, полностью отдаваясь творчеству.

— Он был настоящим профессионалом и неравнодушным к делу человеком, — говорит директор областного училища искусств имени К.Игумнова Владимир Плотников. — Он мог в кратчайшие сроки подготовить к исполнению крупные музыкальные полотна. Интересовался не только симфонической классикой, но и современной музыкой различных жанров. Всегда умел удивить даже знатоков. Скажем, сделав программу для камерного состава. Очень любил жизнь, несмотря на проблемы с сердцем работал с полной отдачей. Городу очень повезло с ним. Оганезов сумел создать из обычного оркестра коллектив, аккомпанирующий великим музыкантам. А какой он был педагог! До самого последнего времени преподавал в Воронежской академии искусств, охотно помогал молодым специалистам, проводил мастер-классы, подробно разбирая ошибки и давая дельные советы. Не верится, что его больше нет с нами. Символично, что в свой последний путь маэстро отправился со сцены ДК Строителей, на которой давал лучшие концерты его оркестр...

Музыка — вечна!

Традиционным стал в Липецке Международный конкурс-фестиваль юных пианистов, главной задачей которого стала активизация музыкально-образовательной и музыкально-просветительской деятельности через возрождение, сохранение и развитие лучших страниц истории культуры России. Его организаторы ставили своей задачей пропаганду высших достижений национальной пианистической школы, выявление и поддержку юных дарований, обмен педагогическим опытом. Конкурс проводится в память о великом русском пианисте и педагоге Константине Николаевиче Игумнове, одном из основоположников национальной пианистической школы, уроженце Липецкой области. Учредителем принято называть Управление культуры и искусства Липецкой области. А организаторами — областной учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства, Липецкий областной колледж искусств имени К. Н. Игумнова. Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. А идея принадлежала маэстро Оганезову.

В последний раз в оргкомитет конкурса поступило 113 заявок из 57 городов России, Украины, Беларуси, Грузии, Израиля, Казахстана, Кореи, Италии, Коста-Рики. А это значит... А это значит, что надо ждать вскоре новых выдающихся имен в музыке. Потому что жизнь наша суетна и все приходящее. Все приходящее, а музыка — вечна!

Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play