Partita.Ru

Михаил Некрич: «Музыка для родных и любимых детей»

Интервью с Михаилом Некричем

Михаил Григорьевич Некрич «...наградить орденом „За заслуги” III-й степени... Некрича Михаила Григорьевича, художественного руководителя образцовой шоу-группы „Мастерок” городского коммунального учреждения культуры „Днепропетровская детская музыкальная школа номер 7”» (из Указа Президента Украины В. Ф. Януковича, март 2011 г.)

Заслуженный деятель искусств Украины Михаил Некрич: «Все, что нами делается, — делается для родных, любимых детей!»

Некрич Михаил Григорьевич. Композитор, педагог, аранжировщик, Заслуженный деятель искусств Украины. Родился 1 декабря 1940 года в Житомире. С 1960 по 1968 гг. — руководитель эстрадных коллективов Ровенской и Кировоградской филармоний. В 1968–1971 годах — руководитель Житомирского «Биг-бенда» и ансамбля «Юность» при Житомирском городском Доме культуры, лауреата многих республиканских и всесоюзных конкурсов. В 1970–1975 годы — руководитель знаменитого эстрадного оркестра «Зеленый огонек», город Черкассы. С 1975 года — музыкальный руководитель эстрадного отдела днепропетровской филармонии. В 1975 году основал и с тех пор является бессменным руководителем лауреата международных конкурсов образцового детского ансамбля «Мастерок», г. Днепропетровск. У ансамбля сотни концертов в год, записи на радио и телевидении. Коллектив в разные годы записал пять пластинок на всесоюзной студии «Мелодия», восемь компакт-дисков различной музыки: эстрадной, джазовой, фольклорной, а также альбом-диск «Святкови Колядки» (Ганновер, 1999 г.).

Сегодня все реже нас радует детское искусство. Более того, возникают сомнения: живет ли оно вообще? Как, оказалось, живет и развивается. Причем, не только в глубинке, где современный ритм спокойнее, но и в «сумасшедших» мегаполисах. Благо, есть люди, которые, невзирая на трудности, способствуют развитию юных талантов. Реалии нашего времени не влияют на тех, кто способен посвятить себя самому светлому, чистому и святому — Богу и детям. С одним из интереснейших людей, хорошо известных в Украине и за ее пределами, заслуженным деятелем искусств Украины Михаилом Григорьевичем Некричем я беседую за месяц до юбилея «Мастерка» — 35 летия со дня создания.

Итак, все началось с трубы?!

— Дорогой Михаил Григорьевич, давай начнем наши воспоминания с далеких 60-х годов. Насколько я знаю, ты сделал первые шаги в Житомирском Дворце пионеров. Кто привел тебя в духовой оркестр Дворца? С большой теплотой вспоминаю руководителя этого коллектива. Это был замечательный человек и настоящий наставник Семен Николаевич Москалев. Скольким мальчишкам он помог в жизни стать людьми! Немало выбрали музыку своей профессией. Значит, у тебя все началось с трубы?

— Не совсем так. Свое знакомство с миром музыки я начал в житомирском Дворце пионеров и школьников, но не в духовом оркестре, а в оркестре народных инструментов, где в 1951 году обучался игре на домбре. Долго я там не продержался, уж и не помню, по какой причине, наверное, не полюбился мне этот инструмент. А вот долгой и интересной судьбой в мире духовых инструментов я обвязан замечательному человеку и педагогу, которому обязаны и многие мальчишки города. И те, кто продолжил музыкальную карьеру, и те, кто не пошел дальше. Это, как уже сказано, Семен Николаевич Москалев, красивый и умный человек, которому можно было подражать во всем. Интеллигент высшей пробы, всегда аккуратно одет, с чистой русской речью и очень теплым отношением к нам, ребятам. Кажется, это было в сентябре 1952 года. Он пришел к нам в школу с трубой, зашел в класс, и начал рассказывать о духовом оркестре. Говорил очень увлеченно и убедительно. Многие мальчишки сразу согласились пройти музыкальную проверку. Мне он дал попробовать трубу, и у меня сходу получилось извлечь несколько звуков. Некоторое время я выполнял самую ответственную работу, — носил на голове большой барабан, когда оркестр куда-нибудь отправлялся на игру. Потом я пробовал все инструменты от баса до трубы, на чем конкретно и остановился. Если бы не глубочайшая любовь и уважение к С. Н. Москалеву, я и здесь не задержался бы. Он был удивительный человек, пацаны его боготворили. Он резко отличался от многих руководителей, своим теплым отношением к нам, не говоря уже о том, какой он был музыкант. Умел играть и показать на всех инструментах. Не надо забывать, что это были не самые лучшие годы СССР. Еще ощущались последствия войны, мы не всегда были сыты и нормально одеты. Не покривлю душой, если скажу от имени всех его многочисленных воспитанников, и неважно, состоялась ли их музыкальная карьера, мы ему многим обязаны. Несмотря на то, что я много лет занимаюсь другими вещами, труба — моя любовь на всю жизнь...

«С тех пор я — трубач!»

— Для каждого мальчишки у Москалева всегда было свое ласковое слово. Насколько я знаю, ты у него был «мамочка», а вот я был «солнышко» из-за обилия веснушек.

— Кстати, а, сколько мальчишек из этого оркестра нашли свое место в музыкальном мире и достигли больших высот!?

— В мои годы — это ныне народной артист Татарии тромбонист-виртуоз Григорий Ройтфарб, заслуженный деятель искусств главный дирижер Липецкого симфонического оркестра Гаррий Оганезов. Начинал со мной в оркестре на кларнете Борис Фишерман, сегодня — заслуженный деятель искусств Украины.

— Как складывалась твоя творческая судьба далее?

— Затем я был воспитанником военного духового оркестра в Бердичеве. Многие музыканты моего поколения прошли школу воспитонской службы в военных оркестрах. У меня на памяти десятки имен, а вообще их, наверное, сотни, тех, которые впоследствии стали известными музыкантами. Трубачи М. Табаков, С. Еремин, Т. Докшицер. Дирижеры Н. Рахлин, В. Агапкин, М. Финберг, В. Халилов и многие, многие другие. Этот список можно долго продолжать. Не избежал этой участи и я. Два года: с 1955 по 1957 — в шинели, в сапогах. Играл в оркестре партию 2-й трубы. Справлялся хорошо. Но в дальнейшем судьба дала новый поворот моему росту в музыке, это произошло после знакомства с Борисом Векслером, прекрасным аккордеонистом—виртуозом. В мои 15 лет состоялась историческая встреча с человеком, который по сути и определил мое будущее как музыканта, пригласив играть в оркестре небольшого кинотеатра имени Франко в Житомире. Об этом человеке, музыканте-легенде, я хотел рассказать чуть подробнее. Те, кто из читателей журнала постарше помнят гремевшее на весь мир Трио Векслера. Это был коллектив, который с одинаковой легкостью и на высоком уровне играл различную музыку. От барокко и до современного джаза. При первой встрече, он мне сказал: «Сыграйте мне, пожалуйста, что-нибудь джазовое». И я сыграл «Неаполитанскую песню» П. И. Чайковского. И только благодаря моему красивому звуку Векслер меня взял в оркестр кинотеатра Франко. Ну, а дальше он дал мне настоящую школу мужества. Научил быть аккуратным, никогда не опаздывать, заниматься на инструменте, учиться все время и так далее. Он по-настоящему открыл для меня мир музыки как классической, так и народной и эстрадной. И вот с 15 лет я стал зарабатывать деньги музыкой.

«Пишу и переделываю»

— Всю свою творческую жизнь я учусь. Сейчас, когда не имею возможности писать «на живые команды» — оркестры, приходится сочинять и аранжировать на компьютере. С другой стороны, это дает мне возможность анализировать свое творчество. И, как правило, спустя некоторое время мне сделанное не нравится. Я опять переделываю, даже, если это уже и не нужно... Но вернемся к главной теме. В 1961 году меня пригласили в Житомир возглавить биг-бенд. Это было поистине счастливое время моего растущего творчества. За сезон (6 месяцев) я сделал 120 аранжировок! Вот это была для меня творческая лаборатория! С тех пор для меня мой любимый инструмент, труба, потихоньку стал уступать место руководителю и аранжировщику во мне. В ту пору было, у кого учиться: К. Бэйси, Д. Элингтон, Ч. Паркер, О. Лундстрем, А. Кролл. Тогда все было в живом исполнении. Нет, я не ностальгирую. Но мне смешно, когда висят афиши, например: «Грузинский ансамбль танца» и сообщается, что будет «живой звук». Или концерт симфонического оркестра, и в углу афиши приписка: «Живой звук». Это все равно, как на этикетках минеральной воды, пишут: «Без ГМО».

«Я слышал, как должен звучать оркестр»

— Год 1968-й. Ты вернулся домой, в Житомир, и занялся созданием настоящего джазового оркестра, биг-бенда. Я был польщен, когда ты меня, юношу, студента второго курса музыкального училища, взял к себе. Мой авторитет тогда сильно вырос среди однокурсников и вообще — среди музыкантов города. Несмотря на то, что я не стал джазовым музыкантом, я многому у тебя научился. А главное, наверное, как я понимаю сейчас, по прошествии многих лет, научился многим вещам, необходимых руководителю коллектива.

— Приятно это слышать от тебя. И спасибо за комплимент. Мне в жизни повезло. Как это ни банально звучит, но не обделил меня Бог хорошими, умными, высокоинтеллектуальными друзьями. Особую роль я отвожу своему другу и наставнику, человеку, который влиял на мою жизнь — Григорий Шию. Я рос без отца, и он мне его заменял в воспитании и в оценке моих поступков. Многое связано с ним, в том числе мое становление, как профессионального музыканта. Он всегда мог меня подвергнуть жесточайшей критике за ту или иную аранжировку, музыку. Я вообще был парнишкой вспыльчивым, но всегда знал, чего хочу, ибо слышал, как должен звучать оркестр. Возвращаюсь к тому оркестру, вспоминаю, какой это был замечательный профессиональный коллектив. Если я не ошибаюсь, он просуществовал только два года, а потом... Директор Дома культуры был направлен на другое место работы, и все быстро развалилось.

— Уместно вспомнить человека, который помог тебе организовать этот коллектив. Захар Давыдович Гурвич, человек огромного организаторского таланта. В его послужном списке была такая самодеятельность в Доме офицеров, где он был начальником в чине подполковника, которая не уступала в профессионализме коллективам местной филармонии.

— После его ухода все быстро заглохло. На новом месте в городском доме культуры он произвел «революцию», сделал капитальный ремонт здания, которое не ремонтировалось десятки лет. А какие творческие коллективы возникли при нем! И опять, как на предыдущем месте, после его ухода — одни воспоминания. Он же создал музей космонавтики им. С. П. Королева, который и сегодня считается одним из лучших в Украине.

— Затем его сильно обидели в Житомире, на открытии музея даже цветочка не подарили. И он уехал в Днепропетровск, строить и затем открывать Оперный театр. Там ваши пути пересекались?

— Да, в 1975 году. Я получил приглашение в Днепропетровскую филармонию музыкальным руководителем. Там я проработал десять лет. Работая в филармонии, одновременно я создал детский ансамбль «Мастерок». Вместе с моими коллегами Натальей Некрич и Георгием Некричем мы учили детей играть на музыкальных инструментах, учили их сценическому мастерству, вокалу. В 2011 году ансамблю исполняется 35 лет. «Мастерок» много гастролирует.

«Есть трудности — а мы поем!»

— Михаил, у тебя большой жизненный опыт. Работал руководителем эстрадных и джазовых оркестров, оркестра «Зеленый огонек» в городе Черкассы, писал много аранжировок. Был в тесном творческом союзе с Юрием Силантьевым. Был музыкальным руководителем днепропетровской филармонии и в это же время — руководителем городского эстрадно-симфонического оркестра, который состоял из студентов музыкального училища и педагогов музыкальных школ. Какие воспоминания остались о том времени?

— В 1981 году в Днепропетровске проводился Первый Всесоюзный фестиваль советской песни под руководством народного артиста СССР Юрия Силантьева. После проведения фестиваля, подводя итоги, первый секретарь днепропетровского обкома КПСС Е. Качаловский говорит Силантьеву: «Какой у вас замечательный оркестр, вот бы нам такой!». В ответ на это Силантьев взял меня за руку, подвел к Качаловскому и говорит: «Так вот, Некрич сделает не хуже! Вы только помогите в организации». Это было, как снег на голову. Не скрою, я был польщен. Ну и началось. Продолжалось это до мая 1986 года. Как водится, потом это никому не стало нужным и оркестр почил в бесславии... Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за все, что есть сегодня. Есть трудности — а мы поем, есть революции — а мы все равно играем.

— Важной вехой на твоем творческом пути был оркестр «Зеленый огонек» в Черкассах. Расскажи, пожалуйста, об этом.

— В 1970 году меня пригласили руководителем биг-бэнда «Зеленый огонек» в Черкассы. Надо сказать это был оркестр из высокопрофессиональных музыкантов. Создателем оркестра был фронтовик Михаил Ильич Бинусов. Настоящий папа. Для музыкантов и исполнителей он выбивал квартиры, оплату, оборудование, лучшие музыкальные инструменты. Мне было лестно, что меня пригласили на работу, но и в тоже время очень ответственно это было. Ведь до меня руководили оркестром известные в СССР музыканты В. Коржаневский, Р. Вершков, Е. Дергунов. Но, думаю, я справился с этой задачей. Проработал я до 1975 года.

— С какими известными композиторами и музыкантами тебе приходилось сотрудничать?

— Их было не так уж много, но некоторых я хотел бы назвать, потому что мы поддерживаем добрые и дружеские отношения по сей день. Это Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Ирина Кирилина, Александр Злотник, Эдуард Ханок и другие.

Человек тогда счастлив, когда он востребован!

— Ансамблем «Мастерок» записан в Ганновере CD альбом «Святкови колядки». Расскажи об этом.

— Это было в 1999 году. Сами понимаете, что колядки — песнопения не только народные, но и часть церковного пения. Поэтому более десяти лет, мы тесно сотрудничаем с Центром Православной Культуры «Лествица» и Днепропетровской епархией Украинской православной церкви. Записали мы два компакта с рождественскими колядками. Первый — в Ганновере, автором проекта является мой друг батюшка Игорь Собко, он же руководитель Центра «Лествица». А второй — на фирме грамзаписи «Алантик-сити» в Киеве.

— А многочисленные твои питомцы, где они, кто они сегодня, чем занимаются?

— По-разному сложились их судьбы. Кто-то посвятил жизнь искусству и музыке, а кто-то — просто добрый семьянин. Марина Кулеба — журналист на телеканале НТВ в программе «Детали», Армен Костандян — солист украинского государственного оркестра «Радио-бенд» под управлением Александра Фокина. Творчески оформлял Виктора Шпортько, сегодня это профессор Национального Университета культуры и искусств, народный артист Украины. Орест Северин солист (флейтист) камерного оркестра «Эрмитаж» под управлением Сандецкиса в Санкт — Петербурге. Дима Болотов, гитарист, аранжировщик, работает в Москве со звездами российской эстрады и так далее. А я, слава Богу, остался Мишей Некричем.

И слава его нашла

— Михаил, какими государственными наградами ты награжден?

— Страна именует меня «Заслуженный деятель искусств Украины», но этим деятелем хочется не только именоваться, но чувствовать реальную заботу, внимание и уважение. Я не против и достойной пенсии, не сомневаюсь, в этом поддержат меня многие другие заслуженные деятели и не только. Кстати, ансамблю присвоено звание «Лауреат международных конкурсов детский образцовый ансамбль «Мастерок». По-моему, это звучит!

— Мы знаем, есть у тебя и церковные награды.

— В юбилей 30-летия «Мастерка» Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины наградил меня медалью святого равноапостольного князя Владимира. Труды мои и ансамбля «Мастерок» отмечены правящим архиереем митрополитом Иринеем благословенными грамотами, а эта награда для меня очень дорога, потому что вручил ее Предстоятель Украинской Православной Церкви. И наградил он не только меня, но и всех детей, которые прошли школу творческих талантов на протяжении всех этих долгих уже 35 лет.

Богатство Украины

Наша справка. Ансамбль «Мастерок» начал свое существование в октябре 1975 года. Возраст его участников — от 7 до 13 лет. Основатель и художественный руководитель ансамбля — заслуженный деятель искусств Украины, композитор Михаил Некрич. Преподаватели-репетиторы — Наталья и Георгий Некрич. Звукорежиссер — Борис Капцелович. Слушая «Мастерок», не возникает мысли относительно некоего несовершенства, мол, это ведь совсем маленькие музыканты. Отнюдь. Эти дети — талантливые жемчужины украинской земли, в которых живет генетическая предрасположенность к пению, музыкальному самовыражению, к тому же воплощенному с большим воодушевлением и ответственностью. Концертная программа ансамбля — насыщенное музыкальное сопровождение, активные сценические действия, многоголосое пение. А если к этому прибавить разнообразные костюмы и высококачественное звуковое оборудование, то вы понимаете, что юные музыканты «Мастерка» — это действительно богатство Украины.

— Скажи, когда работалось легче и приятнее, в то, советское, время или сегодня?

— Вопрос очень объемный и большой, но я постараюсь ответить лаконично. Не стоит скорбеть за тем, чего уже нет, да и, слава Богу, быть не может. Но должен отметить: много было того хорошего, что позволяло не только творить, но и спать спокойнее. Во-первых, это внимание к детскому творчеству и воспитанию молодежи, во-вторых, приятно ощущать свое достоинство как руководителя, музыканта и композитора, а в третьих, — была государственная идеология к творчеству. Творчество поощрялось и приветствовалось, создавались условия для работы и отдыха детей, детское творчество всячески популяризировалось. Это сотни концертов в год, выступления на телевидении и радио. Сегодня, к сожалению, этим мы похвастаться не можем. Как говорил один из президентов Украины: «Имеем то, что имеем». Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за все, что есть сегодня. Детские светлые песни ведь у детей отнять невозможно. И сегодня все чаще находятся люди, которые в частном порядке, понимая важность воспитания культурного человека, стремятся помочь нам. Вот так живем, так вот и трудимся все эти годы.

Михаил Григорьевич, за годы творчества ансамбль «Мастерок» радовал не только слушателей Киева и Москвы, как часто с нашей культурой приходилось знакомить зрителя и за рубежом?

— Что касается гастрольной деятельности ансамбля «Мастерок», то с 1975 года он пролегал приблизительно следующим маршрутом: Польша, Болгария, Румыния, Венгрия, Испания, Италия, Швеция, Германия, Китай Финляндия. Извиняюсь за нескромность, но мне придется доставать карту мира. Эти маленькие ангелочки, которым от 4 до 14 лет, смогли порадовать многих зрителей из разных стран и приобщить их к нашей культуре, познакомить с традициями нашей страны. Мне вспоминаются рождественские колядки, которые мы исполняли в Ганновере для немецких детей. Какие у них были лица и проникновенные глаза! Конечно, они не понимали всех слов, но музыка язык интернациональный.

Как живется, так и творится

— Как говорится, какие наши годы... А хватает ли времени заниматься собой и своей семьей?

— Я в среднем возрасте нельзя сказать, что в расцвете, но и не в увядании. В декабре, мне исполнилось — 71. У меня — спортивная зависимость, так как люблю бег, зарядку, езду на велосипеде. С благоверной супругой, сподвижницей по творчеству, педагогом-репетитором «Мастерка» Натальей Юрьевной Владимировой мы всегда вместе, как дома, так и на работе. Знаете, каждый человек желает ласки и тепла, вот я ей за все это благодарен. Поэтому и творится хорошо, и живется... И это не просто работа, а жизнь в творчестве. Когда ты радуешься за тех детей, которых тебе вверил Бог, всегда видя светлые улыбки, то хочется сказать, что 30 лет — как один день. Но в этом одном дне более 500 детей, которые были рядом со мной, а я всегда с ними. И, слава Богу, что они не забывают добрые традиции нашего ансамбля и, что особенно приятно, помнят меня и тех людей, которые трудились для их радости и счастья. Нас приглашали участвовать в культурной программе чемпионата мира 2006 года по футболу в Германии. Ян Табачник звал нас в гости в Киев на съемки передачи «Честь имею пригласить». Плодотворным было творческое сотрудничество с Центром православной культуры «Лествица», так как они владеют огромным музыкальным архивом, а на сегодняшний день — это бесценное сокровище! Всегда прилагаем все свои усилия, старания и умения. Все, что нами делается, — делается для родных, любимых детей!

Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play