Partita.Ru

Ефим Карасик: «Мозаика жизни»

Ефим Владимирович Карасик Наша жизнь напоминает мозаику, а вернее — процессе ее сборки. Мы укладываем события нашей жизни паз в паз, словно элементы пазла. Вначале и собирателю не совсем понятно, что получится в итоге, но наступает момент... Так и в моих очерках. Иногда они рождаются из одной детали и затем превращаются в картину. Вместе с тем меня захватывают новые события, приходящие в мою жизнь. Я встречаю все новых и новых людей, испытываю новые чувства и переживания.

Карасик Ефим Владимирович — прекрасный кларнетист и педагог, которого помнят сегодня, увы, немногие оркестранты в Минске и Одессе. В двух городах, в которых звучал замечательный голос его кларнета. О нем и пойдет сегодняшний рассказ. Очень хочется вывести этот образ из небытия, напомнить о нем всем музыкантам...

Чтобы помнили!

А вспомнил о нем один из моих старых одесских друзей, кларнетист Иван Оленчик, сегодня — лауреат Международных конкурсов, профессор Академии музыки им. Гнесиных. Вспомнил и спросил, знал ли я такого кларнетиста?

Конечно, я его знал и быстро вспомнил. Сразу прошелся по страницам интернета, но в «энциклопедии кларнетистов» нашел только одно упоминание о нем — да и то не совсем точное. Это уже потом мне написала его дочь Алла, которая сегодня проживает в Нью-Йорке.

Фамилию Карасик я впервые услышал в Одессе от моих коллег, которые всегда они добавляли: «кларнетист от Бога». Хвалили его и мой педагог в консерватории профессор Калио Эвальдович Мюльберг и замечательный музыкант Вера Петровна Базилевич, которая непременно добавляла: «Послушайте, как музыкально играет Карасик, какой богатый обертонами звук, какая восхитительная фразировка».

Алла Карасик, дочь Ефима Владимировича вспоминает: «Мой отец со мной занимался именно фразировкой, хотя я училась в консерватории на скрипке. И это мне очень помогало в раскрытии музыкального образа, что бы я ни играла. Собственно, я и не скрывала, что музыку и душу в меня вкладывает отец».

Говоря об оценке игры Карасика, двух ведущих преподавателей консерватории, они много стоят.

Семья музыкальная

Родился и вырос Ефим в небольшом городке Червень, в самой что ни на есть музыкальной семье. Из четверых детей два брата стали профессиональными дирижерами, а сестра — пианисткой, преподавала в музыкальной школе. Отец Вольф Иосифович был известным в Минске часовым мастером и играл на флейте. Мама Люба — домохозяйка.

В первый день войны отец отвез семью в Самару и пошел добровольцем на фронт. Большую часть войны участвовал в битвах за Кавказ, за что был награжден медалью.

Нельзя не упомянуть страшную историю, связанную с первыми днями войны. Отец с трудом добился направления в действующую армию, получив направление в оркестр штаба Московского военного округа, и... коллектив, в котором предполагалась его служба, попал под бомбeжку. Из всего оркестра выжили только три человека.

Справка

Битва за Кавказ (25 июля 1942 — 9 октября 1943) — сражение вооруженных сил нацистской Германии, Румынии и Словакии против СССР во время Великой Отечественной войны за контроль над Кавказом. Сражение делится на два этапа: наступление немецких войск (25 июля — 31 декабря 1942) и контрнаступление советских войск (1 января — 9 октября 1943).

Для усиления войск на Кавказе советское командование произвело перегруппировку Закавказского фронта. Войска 44-й армии из района Махачкалы, Баку были выдвинуты к оборонительным рубежам на реках Терек, Сулак и Самур. В то же время, на рубеж Терека и Уруха с советско-турецкой границы и с Черноморского побережья были переброшены пять стрелковых дивизий, одна танковая бригада, три стрелковых бригады, три артиллерийских полка, бронепоезд и несколько других частей. Одновременно с организацией перегруппировки, для усиления войск Закавказского фронта из резерва Ставки выделялись значительные силы. С 6 августа по сентябрь Закавказский фронт получил два гвардейских стрелковых корпуса и 11 отдельных стрелковых бригад.

На втором этапе сражения за Кавказ были полностью освобождены: Краснодарский край, Калмыкия, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ростовская область, Ставропольский край, Черкесская АО, Карачаевская АО и Адыгейская АО. Под контроль советского правительства были возвращены нефтяные промыслы Майкопа, а также важнейшие сельскохозяйственные районы страны.

От автора

До 1975 года Ефим Карасик работает первым кларнетистом, концертмейстером группы кларнетов одесского филармонического симфонического оркестра и преподавателем одной из музыкальных школ Одессы.

В те, уже далекие от нас годы для кларнетистов еще существовали проблемы с тростями. Достать хорошие трости было задачей непростой. Как-то ребята из консерватории дали мне адрес Ефима Владимировича — тогда и состоялось наше первое знакомство.

Встретил он меня очень тепло, и мы долго беседовали. Он был человеком доброжелательным и любопытным. До сих пор помню его жену. Они оба с интересом расспрашивали, откуда я приехал, как меня занесло в Одессу. Узнав, что я работаю в оркестре военного училища под руководством дирижера Александра Яковлевича Салика, Карасик очень обрадовался. Оказалось, они были дружны. Александр Яковлевич занимался в Ростовской школе музыкантских воспитанников, где некоторое время преподавал Ефим Владимирович. Это их еще больше сближало. Поначалу я принял его за одессита, но вскоре из рассказа услышал, что он из Белоруссии, а именно — из Минска, где за два года окончил музыкальное училище и без экзаменов был принят в консерваторию, в класс известного в Белоруссии преподавателя кларнета доцента Ивана Ивановича Бакуна. Позднее я услышал эту фамилию от моего хорошего знакомого и коллеги, профессора Академии музыки республики Белоруссия Скороходова Владимира Павловича — когда писал о нем очерк. Учитель обоих кларнетистов Бакун был выпускником Московской консерватории им. П. И. Чайковского, учился в классе основателя отечественной школы игры на кларнете профессора С. В. Розанова. Было бы несправедливо не вспомнить и жену Ефима Владимировича. Фаина Александровна Вертгейм была ведущим преподавателем теории и сольфеджио музыкальной школы им. П. С. Столярского. Сотни ее выпускников благодаря полученным знаниям без труда сдавали экзамены по теоретическим дисциплинам при поступлении в консерватории страны.

На прощание Ефим Владимирович принес коробку тростей и подарил ее мне. Трости оказались хорошие и очень в то время мне помогли. Он делал их сам — и очень искусно.

Еще одна встреча у нас была в Одесском музыкальном училище. Ефим Владимирович привел своего ученика на прослушивание, на предмет поступления в училище. А я оказался в классе преподавателя кларнета Станислава Воронкина, с которым дружил. Мы что-то обсуждали (для тех, кто не знает: консерватория, и музыкальное училище в Одессе находятся рядом, по соседству).

В класс неожиданно зашел Валентин Дмитриевич Рыков — также преподаватель кларнета и заведующий духовым отделом: «Коллеги, не хотели бы вы на пять минут зайти ко мне в класс. Можно сказать, на консилиум. Послушаем вместе абитуриента, ученика Ефима Владимировича Карасика. Должно быть интересно». «Почему нет?» — ответили мы. Лично мне был интересен уровень поступающих, а заодно можно было послушать работу знакомого уже мне Ефима Владимировича. И я не пожалел. Ученик играл интересную программу. Играл музыкально, уверенно, красивым звуком. Из исполненных произведений помню только крупную форму — концерт Крамаржа (1-я часть). Да и другие пьесы были сыграны на хорошем уровне. «Хорошая работа, Ефим Владимирович», — хором высказались мы.

Через некоторое время я поинтересовался у Воронкина, что там с учеником Карасика. Оказалось, что сам Рыков посоветовал ему поступать в другое училище, по причине пятой графы. Увы, от Рыкова, замечательного человека и педагога, не все зависело. Юноша уехал в Херсон, где с успехом окончил училище и поступил в Донецкий музыкально-педагогический институт. Вот такая история.

Мне самому приходилось слушать игру Маэстро в симфоническом оркестре, и не раз. Могу лишь подтвердить мнение моих учителей и коллег: это была потрясающая игра превосходного мастера.

Кратко

Карасик Ефим Владимирович (1918–2003). В 1936 окончил Минское музыкальное училище (класс Г. Поповицкого), в 1936–1941 учился в Минской консерватории (класс И. Бакуна), в 1937–1941 артист симфонического оркестра Белорусской филармонии. На фронт ушел добровольцем. 1941–1944 гг. принимал участие в битве за Кавказ, за что награжден медалями. В 1944 преподавал кларнет в Ростовской школе музыкантских воспитанников (начальник школы полковник Л. Н. Банк).

Справка. История школы берет свое начало в 1920 г. от создания профессором Белогорцевым Яковом Анисимовичем оркестра в казачьей станице Уманской (ныне Ленинградской) Краснодарского края. В 1940 году в городе Ростов-на-Дону, в Нахичевани-на-Дону (район Ростова-на-Дону) на базе музыкального детского дома им. Д. П. Жлобы была открыта школа военно-музыкантских воспитанников Красной Армии, а ее начальником был назначен полковник Леонид Николаевич Банк (1937–1947). Организация школы военного профиля была направлена на укрепление военных оркестров квалифицированными музыкантами.

В 1945–1947 гг. Е. Карасик — солист Одесского театра музыкальной комедии, с 1947 артист, а затем и солист симфонического оркестра Одесской филармонии, с 1946 также преподаватель Одесской музыкальной школы № 4. 1987–1989 преподаватель музыкальной школы в Минске. В 1989 году уехал на постоянное место жительство в Израиль, где еще 10 лет проработал в духовом оркестре города Назарета (дирижер Леви Шаара (Вилли Шэра) из Афулы). Умер в 2003 году.

Марк Штейнберг-композитор, кларнетист, саксофонист

— Интересную тему ты поднял, Борис. Фиму Карасика знаю очень хорошо. Не раз мы вместе участвовали в записях музыки на Одесской киностудии. В то время инспектором симфонического оркестра был Григорий Хирич, талантливый администратор. Ведь для каждой записи нужен был определенный состав оркестра. Некоторые инструменталисты приглашались со стороны. Например, я, который не работал официально в филармоническом оркестре. Часто с нами дирижировал известный советский дирижер и композитор Борис Карамышев. Сам слышал, как он спрашивал у инспектора оркестра, будет ли на записи Карасик. Он его боготворил за красивый и филигранный звук на кларнете, за безукоризненно исполняемые фразы. Да и другие дирижеры тоже любили работать с Фимой.

Вспоминая его как учителя, скажу, что он обладал преподавательским даром. Знал, как выстроить работу с учеником, чтобы добиться максимальных результатов. Многие из его питомцев впоследствии стали профессиональными музыкантами. На мой взгляд, это очень важно. Мы, педагоги, должны после себя оставлять продолжателей нашего дела. Ефим очень ответственно относился к своей профессии — как исполнителя, так и педагога.

Алла Карасик

— Мой папа не только играл в оркестре, но и ежегодно выступал с оркестром в качестве солиста. Хорошо помню прекрасное исполнение им 1-го и 2-го концертов Вебера, Римского-Корсакова и др. Перед этим он усердно занимался. Согласитесь, что выйти играть перед своими коллегами и слушателями, многие из которых музыканты, дело ответственное.

У него были замечательные ученики, среди них хорошо известные не только в Одессе кларнетисты: Владимир Васкевич, Игорь Юзвак, Георгий Бондарь, Алик Духовный, Леонид Ильин (впоследствии играл в оркестре Вероники Дударовой (Москва), часто выступает как солист).

Кроме преподавания в музыкальной школе, папа преподавал в детском доме для одаренных детей. Это был как бы филиал школы им. П. С. Столярского. К сожалению, фамилий учеников оттуда я не помню.

У отца были замечательные друзья, назову только нескольких из них: Гарри Орел и Владимир Попов — солисты оркестра Одесского театра оперы и балета, Владимир Клезмер — кларнетист регулятор симфонического оркестра, Иосиф Абрамис — балетный дирижер оперного театра, Михаил Сафьян — дирижер, композитор и другие.

Если музыканту есть что сказать

Главной своей задачей он считал поиски такого звучания своего кларнета, которого нет ни у кого. Ведь кларнетистов много, и выделиться среди них — сложная задача. Выжать из инструмента все возможное — его девиз. Этому он учил и своих учеников.

Хороший музыкант, часто повторял он, как хороший актер, выходит на сцену и начинает говорить. Говорить красивым голосом. Если музыканту есть что сказать, есть что сыграть, если он может донести свою мысль, интерпретируя исполняемого композитора, красиво и правильно, он обязательно будет услышан.

А еще это был очень приятный человек. Его любили все — и коллеги, и ученики. Ефим приехал из Минска, но быстро освоился и нашел свое место в Одессе. И уже через несколько лет его нельзя было отличить от одессита. Жаль, что жизнь его так повернулась, что он снова вернулся в Минск. Но это уже другая история.

В очерке описываемая жизнь героя проходит очень быстро — таков уж формат этого литературного жанра. Несмотря на это, мозаика жизни удивительного человека и музыканта, каким был Ефим Владимирович Карасик, получилась почти законченной. Несомненно, что-то осталось за кадром. Ведь прошло много лет, ушли в мир иной его близкие и друзья, и теперь трудно восстановить многие события его творческой жизни. Но одно ясно: она была полной, яркой, красивой и интересной. Что к этому добавишь?..

Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play