|
|
Валентин Павлович ИвукинК 50-летию педагогической деятельности заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, преподавателя по классу трубы Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского
Свердловск — «кузница меди»
Т. А. Докшицер В один из августовских дней 2020 года раздался звонок от моего старого друга и земляка трубача Натана Бирмана. Наша дружба имеет давнюю историю. Учились в одном и том же музыкальном училище в Житомире — правда, в разные годы. Служили в одном и том же оркестре штаба ПрикВО — и опять же в разное время. И вот, наконец, встретились реально в Уральской консерватории. Только Натан был на пятом курсе, а я на первом. Естественно, у нас очень много общих друзей и знакомых и нам всегда есть, о чем поговорить и кого вспомнить. Но вернемся к телефонному звонку. — Борис,— спросил меня Натан,— память у тебя хорошая? — Ну не жалуюсь,— ответил я,— продолжай... — Звонит мне из Екатеринбурга мой друг и коллега, Валентин Ивукин — профессор Уральской консерватории, где мы с тобой занимались, и рассказывает, что получил от своего ученика, работающего по контракту в оркестре театра оперы Кувейта, твой очерк обо мне и Уральской школе трубы. Где находится Кувейт, где Екатеринбург и где мы с тобой! В какие удивительные времена мы живем... В 1973–1975 годах я учился в Уральской государственной консерватории (Свердловск) и всегда с благодарностью и теплотой вспоминаю людей, которые меня окружали. И педагогов, и студентов. Как раз в то время сменился заведующий кафедрой духовых инструментов — им стал мой преподаватель по кларнету Иван Михайлович Нестеров. Известный композитор и педагог, профессор Вячеслав Иванович Щелоков, руководивший кафедрой много лет, ушел в мир иной. Вспоминается мой последний экзамен по специальности, после которого я перевелся в Одесскую консерваторию... После экзамена подошел ко мне Иван Михайлович — похвалил меня, сказал, что он доволен моей игрой. Рядом оказался молодой преподаватель кафедры, трубач Валентин Павлович Ивукин (ему передали всех учеников В. И. Щелокова). Разговор состоялся при нем. — Удачи вам, Борис,— сказал напутственно Ивукин,— Одесса — город музыкальный, а еще там море! И это здорово! — Это да,— ответил я,— но как-то жаль прощаться со всеми вами. Как там будет?! Как примет меня одесская консерваторская среда, никто не знает... С того момента прошло 55 лет. Валентин Павлович Ивукин о себеЯ родился 7 февраля в 1940 году в селе Тамакул Далматовского района Курганской области. В 1941, с уходом отца на фронт, мама осталась с четырьмя детьми (я, два брата и сестра). После войны, после смены нескольких мест, мы переехали в город Первоуральск, где был клуб и работали кружки художественной самодеятельности. УчебаСначала я начал заниматься в оркестре народных инструментов, осваивая домру и балалайку. Но здесь же находился и духовой оркестр, которым руководил военный музыкант — трубач Николай Николаевич Борисов. Нет ценнее того наставника, который предопределит профессиональную жизнь своего ученика... Игра Борисова меня очень заинтересовала. Он мастерски владел инструментом, играл звонко и певуче. Все это меня просто поразило — и я стал ходить к нему в оркестр. Помимо игры на трубе, Николай Николаевич был еще хорошим аккордеонистом. В оркестр мы ходили с братом, который играл на баритоне. Спустя несколько лет брат поступил в Свердловское музыкальное училище, а через год приняли в училище и меня — в класс преподавателя Е. П. Матюшина, который приехал в Свердловск после окончания Московской консерватории. Увы, по семейным обстоятельствам продолжить учебу в училище мне не удалось. Три года я отработал на механическом заводе и в 1958 году поступил в Тюменское музыкальное училище. Со второго курса я стал регулярно ездить на консультации к профессору В. И. Щелокову, который вел класс трубы в Уральской консерватории. В 1962 году я поступил на первый курс этой консерватории. Профессиональная жизньЕще будучи студентом, я прошел по конкурсу в симфонический оркестр Свердловской филармонии, где проработал 28 лет. Оркестр был создан в 1934 году известным дирижером М. И. Паверманом, с которым мне посчастливилось работать многие годы, принимая участие в исполнении огромного репертуара симфонической музыки — от классики до современных композиторов. В оркестре было много первоклассных музыкантов — в частности, трубачей: М. Вагин, В. Волков, А. Тин, Н. Бирман. За многие годы работы в этом коллективе мне повезло общаться с такими великими музыкантами мирового значения, как М. Ростропович, Д. Ойстрах, Л. Коган, Э. Гилельс, И. Архипова, Н. Петров и многими другими. Материалы Уральской государственной консерватории им. М. П. МусоргскогоИвукин Валентин Павлович, многолетняя исполнительская и педагогическая деятельностьПубликации В. П. Ивукина представляют собой ценный вклад в развитие отечественной школы игры на трубе. Вот некоторые из них: «Значение творческого наследия В. И. Щелокова в становлении советской школы игры на трубе» (издана в сборнике трудов ГМПИ им. Гнесиных). «Исполнительский анализ Концерта № 7 для трубы с оркестром Щелокова В. И. », «Проблемы воспитания музыканта-исполнителя на духовых инструментах на современном этапе», сборник произведений Уральских композиторов для трубы и фортепиано (изд. Екатеринбурга — в 1993 и 1994 годах). Имеются рукописи, переложения, написаны этюды и упражнения для трубы. В 1992 году был членом жюри Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах в г. Нижнем Новгороде. В апреле 1994 года — председатель жюри конкурса духовых оркестров области и конкурса юных музыкантов-исполнителей на медных и деревянных инструментах им. В. И. Щелокова (г. Новоуральск). Ивукин В. П. ежегодно назначается председателем ГЭК в музыкальные училища разных городов Урала. На протяжении многих лет, работая в симфоническом оркестре Свердловской филармонии, систематически выступал с сольными концертами с оркестром, с фортепиано и в ансамблях. Многократно исполнял партию сольной трубы в 1 Концерте Д. Д. Шостаковича, где партию фортепиано в разное время исполняли известные пианисты: профессор Е. Малинин, народный артист республики Н. Петров, народный артист республики В. Крайнев и другие. В 1996 году выступал в составе оркестра Екатеринбургской филармонии в гастролях по Японии. Ивукин В. П. является первым исполнителем ряда сочинений для трубы композитора В. И. Щелокова. Имеет фондовые записи на Свердловском и Всесоюзном радио. Его многолетняя исполнительская и педагогическая деятельность заслужили авторитет не только среди музыкантов Уральского региона. Известность во многих городах России дала ему право быть членом Международной гильдии трубачей. На Всесоюзном конкурсе исполнителей на медных духовых инструментах в г. Ленинграде в 1963 г. его выступление было высоко оценено Народным артистом России профессором Т. А. Докшицером, а его работа по подготовке ученика к участию в Международном конкурсе трубачей им. В. Г. Брандта в г. Саратове отмечена дипломом международного жюри. Учитель. Профессия и жизньОснователь школы трубы Урала, композитор и педагог, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Щелоков Вячеслав ИвановичВ историю отечественного музыкального искусства Щелоков вошел как создатель большого количества произведений для своего любимого инструмента — трубы, как мастер этого жанра. Им создано десять концертов для трубы, множество произведений малой формы, от детских до виртуозных. Среди них цикл «Пять пьес», миниатюры «Маленький марш», «Юный кавалерист», «Сказка» «Шутка», «Баллада». В своих произведениях для трубы композитор расширил рамки уже сложившихся приемов игры, ввел новые выразительные краски, разнообразные технические средства для более глубокого художественного воплощения своих идей. Кроме концертов, к произведениям крупной формы следует отнести и другие его произведения — такие, как «Два этюда», «Пионерская сюита», «Скерцо», «Юмореска», «Поэма». Много произведений было написано Щелоковым и для других инструментов. Это соната для кларнета, «Поэма» для виолончели, «Прелюдия» и «Напев и плясовая» для скрипки и др. Нельзя не вспомнить тех, кто впервые исполнял произведения композитора: трубачи — Г. Орвид, Т. Докщицер, М. Вагин, Е. Матюшин, В. Волков, Е. Зинченко, В. Ивукин, кларнетист И. Нестеров, скрипач Н. Шварц, виолончелисты А. Стогорский и Г. Цомык. Многие из произведений Щелокова записаны на грампластинки, а также на Всесоюзном и Свердловском радио. От автораМне не пришлось бывать в Свердловске во времена, я бы уже сейчас сказал, исторических визитов Маэстро Докшицера, но мне известно, что в одно из посещений вашего города он сказал примечательную фразу: «Свердловск — «кузница меди». Немного отвлекусь. Мне посчастливилось встретиться с Тимофеем Александровичем в Одессе. 1978 год. Тимофей Докшицер в Одессе. Эта новость мгновенно облетела все оркестры и все музыкальные учебные заведения. Это был большой праздник, оставивший след в культурной жизни города. Я присутствовал на мастер-классе, который проводил великий трубач в Одесской специализированной школе имени П.С. Столярского. Это было незабываемо. Зал школы небольшой, желающих попасть в него было более чем предостаточно, люди стояли в коридоре. Тимофей Александрович сопровождал мастер-класс показом. Игра его была безукоризненной. Тембр звучания его инструмента до сих пор жив в моей музыкальной памяти. А еще я помню, как он тихим голосом, спокойно, как бы выверяя каждое слово, делал то или иное замечание. Одесский театр оперы и балета (апрель 1978 года). Концерт оркестра штаба Одесского военного округа. Солист — Тимофей ДокшицерЗа месяц до концерта дирижеру, с которым я тогда работал, Александру Салику, позвонил начальник военно-оркестровой службы округа Валерий Богданов и попросил откомандировать меня на неделю-две в распоряжение оркестра штаба для участия в этом концерте. Мне это явно льстило. Но... увы, я отказался и потом очень об этом жалел... Дело было в том, что я учился на пятом курсе консерватории, приближались государственные экзамены, и я не рискнул отвлечься. ...В зале аншлаг. Тимофей Александрович, обратившись к публике, сказал, что для него большая честь играть в Одессе — городе, связанном с именами настоящих корифеев духовой музыки — таких, как его учитель М. И. Табаков — выдающийся российский и советский трубач и педагог, С. А. Чернецкий — дирижер, педагог, композитор, лауреат Государственной премии СССР, главный инспектор оркестров Красной Армии и флота, Г. А. Орвид — прославленный советский трубач, профессор Московской консерватории, народный артист РСФСР. Кульминацией концерта стало исполнение «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина. Важно отметить, что произведение, написанное автором для фортепиано с оркестром, было переложено Т. Докшицером для трубы и фортепиано. Для концерта же в Одессе профессор Института военных дирижеров заслуженный артист РСФСР С. Д. Райхштейн (кстати, родившийся и начавший свой путь в профессии именно в Одессе) сделал аранжировку Рапсодии для трубы и духового оркестра. Он же и продирижировал ее. Выступление Т. А. Докшицера и уровень оркестра создали для слушателей праздник, об успехе которого трудно рассказать словами. — Валентин Павлович, через столько лет мы снова встретились! Я рад нашей встрече — пусть и виртуальной. — Да, времени прошло достаточно много, и я рад что мы живы-здоровы и еще все помним. Кстати, я вас иногда вспоминал, Борис. Полистайте журнал «Оркестр» прошлых лет, и вы увидите, что мы с вами «встречались» на страницах одних и тех же номеров. Например, в номере за июнь 2009 года, где я рассказываю о своем учителе Щелокове Вячеславе Ивановиче. Журнал за декабрь 2007 года, о состоявшемся в Екатеринбурге II Международном конкурсе трубачей им. В. И. Щелокова и т.д. Встречал ваши очерки и в интернете, на сайте «Partita.Ru». Спасибо, что пишете о нас, духовиках. Хотел бы держать в руках одну их ваших книг. Особенно ту, где речь идет о Натане Бирмане и Владимире Тимофеевиче Феденко. — Мне, учившемуся в Свердловске, хорошо знакомо имя вашего учителя Вячеслава Ивановича Щелокова. Среди студентов бытовало мнение, что вы и Натан Бирман — его любимчики... — Ну, это некоторое преувеличение! Правда, мы с Бирманом были увлеченными студентами и, действительно, занимались много и результативно. В классе учителяВ. И. Щелоков большое внимание уделял технико-тренировочному материалу. Им было написано большое количество упражнений и этюдов на развитие различных видов техники как начинающих исполнителей, так и значительно подвинутых трубачей. Весь этот материал нам, студентам В. Волкову, Н. Бирману и мне, приходилось иллюстрировать. И мы этим гордимся! Особенно было приятно, когда учитель сам садился за рояль и импровизировал, насыщая аккомпанементом и богатыми гармоническими красками свои наработки. Щелоков писал упражнения и этюды учитывая индивидуальные особенности каждого студента. Например, если у студента были проблемы со звукоизвлечением, он сочинял для него серию упражнений для исправления именно этого недостатка. Или им были написаны упражнения для восстановления аппарата трубача после психофизических травм. Все эти этюды находили практическое применение, мы их высоко ценили, и часто переписывали их друг у друга. Впоследствии все они вошли в сборник «Прогрессивная школа игры на трубе» (изд. в 2002 году). Добавлю к творческому портрету В. И. Щелокова, что все свои 10 концертов для трубы, «Пионерскую сюиту», Концертные этюды, «Поэму» и «Скерцо» он оркестровал сам. «Пионерская Сюита» есть в записи Всесоюзного радиокомитета в исполнении Т. А. Докшицера. Рассказывает давний друг и коллега Валентина Ивукина Натан Бирман, солист Национального симфонического оркестра Израиля (г. Хайфа), преподаватель консерватории г. Кфар-СабаСправка. С 1971 года Натан Бирман учился в Уральской государственной консерватории в классе профессора В. Щелокова. В 1976 году с отличием окончил консерваторию (последний год, после смерти Щелокова, учился у доцента М. Вагина). В 1975–1978 годах — солист оркестра Свердловского театра музыкальной комедии, с 1978 года — солист симфонического оркестра филармонии, в 1976–1978 годах проходил ассистентуру-стажировку в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (научный руководитель профессор Т. Докшицер). С 1980 года работал преподавателем Уральской консерватории. В 1988 году Бирман входил в состав жюри Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей на духовых инструментах в Минске. Последний сольный концерт Н. Бирмана в СССР состоялся 24 июля 1990 года в Москве, в концертном зале имени Чайковского. Натан исполнил концерт для трубы, фортепиано и камерного оркестра композитора А. Затина. Нашей дружбе много лет1971 год, я — студент Уральской консерватории, в классе высочайшего мастера своего дела, известного в стране педагога Вячеслава Ивановича Щелокова. Одним из первых, с кем я познакомился в консерватории, был аспирант моего учителя Валентин Ивукин. Каким-то седьмым чувством я ощутил, что он мне будет другом на многие года. Валентин уже был зрелым музыкантом и играл первую трубу в симфоническом оркестре филармонии. Учился я с большим энтузиазмом и желанием стать настоящим трубачом, под стать своему другу. Валентин всегда был готов подставить плечо, помогал мне во всем — и в решении каких-то житейских проблем, и в музыкальном плане — особенно, когда я стал сам работать в симфоническом оркестре и мне просто необходима была его поддержка. Трубачи знают, насколько сложны партии первой трубы в произведениях Малера, Стравинского, Брукнера, Чайковского и Шостаковича. И сейчас, через года, говорю своему другу Валентину: «Спасибо — я тебе многим обязан!» Слово главному дирижеру и художественному руководителю Уральского академического филармонического оркестра, Заслуженному деятелю искусств РФ, лауреату Международного конкурса Д. И. Лиссу«Говоря о Валентине Павловиче, хочу отметить его заинтересованное участие в любом музыкальном проекте. Его игра оставляет эмоциональный след во всех исполняемых произведениях — будь то классика или современная музыка. Его игру отличает великолепная техника владения всевозможными штрихами трубача, а также характерный полетный звук в симфониях Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Скрябина или лирический тон в произведениях П. Чайковского, А. Хачатуряна, Дж. Гершвина, Р. Щедрина. Виртуозное владение солирующей трубой он демонстрировал и в фортепианном концерте № 1 Д. Шостаковича, где солистами в разное время были Е. Малинин, В. Крайнев, Н. Петров, в концерте для фортепиано с оркестром и солирующей трубы А. Эшпая. ⁂— Валентин Павлович, я знаю, что многие годы вы дружите с известным джазовым саксофонистом Владимиром Пресняковым-старшим. Расскажите нам об этой дружбе.— Очень люблю джаз, и если бы у меня были две параллельных творческих жизни, то в одной из них я точно был бы джазменом! В наше время джаз был запрещен, но... власти не могли заглянуть в каждую замочную скважину и узнать, какую музыку мы слушали и какой вред она наносила идеологии «могучей державы». Вспоминаю, с каким восторгом мы слушали пластинки джазовых коллективов и исполнителей (и как трудно было их достать). К. Бейси, М. Дэвис, Д. Гиллеспи, Л. Армстронг, Б. Гутман, Э. Фитжеральд — эти имена знали мы так же хорошо, как и изучаемые в консерватории имена Чайковского, Рахманинова, Прокофьева... В те годы (середина 60-х) мне посчастливилось познакомиться, а потом и подружиться с Пресняковым. Владимир в то время занимался в музыкальном училище на кларнете, а я уже был студентом консерватории. Владимир влюбился в джаз после просмотра в детские годы фильма «Серенада Солнечной долины». В 1967 году Свердловск посетил легендарный джазовый пианист Борис Рычков (автор 100 песен и музыки к 20 кинофильмам), который предложил Владимиру играть с ним в джазовом квартете. Прим. В 1967 году в результате «оттепели» в стране состоялись два джазовых фестиваля — один в Москве, другой в Таллине. Владимир Пресняков выступает в составе квартета пианиста Бориса Рычкова и становится лауреатом международного фестиваля джазовой музыки в Москве. Борис Рычков долгие годы был кумиром и учителем музыканта. Заниматься искусством джаза нам приходилось без излишней огласки, подпольно. Репетировали в свободное от работы и учебы время. Конечно, начинали с подражания великим. Думаю, все музыканты, которые начинали свой путь в джазе, проходили через это. В скором времени мы создали квинтет и начали выступать. Желающих послушать хорошую и «запрещенную музыку» было предостаточно. Впоследствии все музыканты этого коллектива стали превосходными джазменами. О. Рудин — контрабас, в свое работал в оркестре под управлением М. Кажлаева, В. Чернавин — ударные, Н. Баранов — великолепный пианист и аранжировщик, в разные годы руководил оркестрами джазовой музыки в ДК Эльмаш, ДК ВИЗ и ДК «Сортировки». Основатель эстрадного отделения в Свердловском музыкальном училище. Вместе с Н. Головиным они создали Биг-бэнд (первый профессиональный коллектив в Московском Театре эстрады), и сегодня известный во всей России и не только. В свое время я даже свою профессиональную жизнь хотел связать с джазом, но судьба распорядилась так, как распорядилась. — Валентин Павлович, кроме всех высоких званий, имеющихся у вас, вы еще и член Международной гильдии трубачей. Что за этим скрывается? Какими правами и обязанностями пользуется член этой организации? — Я имею возможность видеть и слышать, что происходит в мире через журналы и компакт диски, которыми гильдия снабжает меня ежеквартально. Здесь можно наслаждаться и восхищаться уровнем исполнительства во всем мире. Справка. International Trumpet Guild (ITG) — международная организация трубачей, сформированная, чтобы способствовать коммуникации трубачей во всем мире и улучшить артистический уровень работы, обучения и литературы, связанной с трубой. Больше, чем 5000 участников ITG представляют 64 страны: профессиональных исполнителей, а также музыкантов-любителей, учителей, студентов, изготовителей инструментов, издателей и других заинтересованных лиц. ITG — некоммерческая, свободная от налога организация, поддерживаемая взносами отдельных участников. О Международных конкурсах трубачей имени В.И. ЩелоковаКонкурс, зародившийся еще в 1993 году, в год 100-летия со дня рождения В. И. Щелокова (2004) приобрел новый статус — стал называться Первый Международный конкурс трубачей. В нем принимали участие трубачи, представляющие исполнительские школы Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Краснодара, Саратова, Ростова-на-Дону, Сургута, Иркутска, а также музыканты из Германии и Китая. Жюри конкурса было очень представительным: В. П. Ивукин — Уральская консерватория, Н. М. Бирман, солист Национального симфонического оркестра Израиля (Хайфа, Израиль), Б. Ф. Табуреткин — Санкт-Петербургская консерватория, П. В. Коваленко, солист Уральского академического филармонического оркестра, А. Н. Тин, народный артист Бурятии, А. В. Карпов, директор областного государственного учреждения культуры «Концертное объединение «Уральский хор». Председателем жюри был профессор Анатолий Дмитриевич Селянин. Международный информационный центр некоммерческое партнерство «Оркестр»: «В декабре 2007 года в Екатеринбурге состоялся Второй Международный конкурс трубачей имени В. И. Щелокова. Председатель жюри — Прокопов Вячеслав Михайлович (г. Москва). Члены жюри: И. П. Ивукин, Б. Ф. Табуреткин, А. Дин, Н. Бирман, А. В. Карпов, В. В. Волков, А. Д. Селянин. Учредителями конкурса выступили Министерство культуры Свердловской области и Управление культуры г. Екатеринбурга, а также оркестр штаба Приволжско-Уральского военного округа, который участвовал в III туре конкурсных прослушиваний и закрытии конкурса. Среди учредителей конкурса сразу три учебных заведения, представляющих три ступени музыкального образования — Уральский музыкальный колледж, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского и Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где проходили все конкурсные прослушивания и концертные программы. Торжественное закрытие конкурса состоялось 7 декабря 2007 года в Концертном зале им. И. З. Маклецкого. Оно включало церемонию награждения лауреатов и дипломантов конкурса, вручение специальных призов и концерт победителей. Учитывая опыт двух состоявшихся конкурсов, один из его организаторов В. П. Ивукин, говоря о перспективах, подчеркнул: «В будущем, а III Международный конкурс состоится в 2010 году, мы намерены расширить рамки конкурса и сделать две возрастные категории. Я думаю, что в конкурсе смогут принять участие юные трубачи, ведь наследие В. И. Щелокова включает множество произведений — сольных и ансамблевых, предназначенных для учащихся музыкальных школ и училищ. Уверен, что традиции Международного конкурса трубачей будут продолжены, а сам конкурс подарит нам новые открытия!» Помощник концертмейстера симфонического оркестра Майя МеркушеваМы с Валентином Павловичем работали, творили с начала 60-х годов. Я даже помню тот момент, когда впервые, после прохождения по конкурсу, он занял свое место в группе труб. За многие годы работы в оркестре он вырос в значительного музыканта. Воспитываясь в группе замечательных трубачей: Михаила Вагина, Александра Перминова, Виталия Волкова, его игра приобрела стабильность, полноту звучания инструмента, техническое совершенство, яркий диапазон. Сольные эпизоды в произведениях И. Стравинского, Г. Малера, А. Брукнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского оставляли глубокий след даже у музыкантов струнной группы, когда приходилось поворачивать голову в сторону меди и посмотреть, чья это труба так ярко парит над оркестром. Так запомнилось одухотворенное соло в 8-й симфонии Шостаковича, как напористо, страстно на фоне струнных звучит труба в штрихе мощного стаккато. Превосходен был Валентин в произведениях А. Скрябина, в лирических соло Дж. Гершвина «Порги и Бесс», П. Чайковского «Неаполитанский танец» и др. Многие видные музыканты и дирижеры выражали признание этому исполнителю. Н. Рахлин, Г. Рождественский, О. Дурян, К. Кондрашин, В. Кожин, А. Чистяков. ⁂— Анатолий Дмитриевич Селянин — выдающийся музыкант, много сделавший для развития школы трубы в России. Вклад его огромен. С большим удовольствием прочитал его теплые слова о вашей исполнительской и преподавательской деятельности: — С Валентином Павловичем Ивукиным знаком уже более 30 лет. Еще будучи студентом консерватории, он заметно выделялся среди своих коллег как самобытный и перспективный музыкант-трубач. После окончания консерватории он успешно окончил исполнительскую аспирантуру по классу трубы известного профессора и композитора В. И. Щелокова. В. И. Ивукин — блестящий оркестровый музыкант и ансамблист. С 1964 года он работал артистом, а затем и солистом Государственного симфонического оркестра Свердловской филармонии в течение 24 лет. В. П. Ивукин успешно сочетает в себе качества музыканта-исполнителя и талантливого педагога. 35 лет он ведет класс трубы в Уральской консерватории. Его ученики успешно работают в ведущих музыкальных коллективах и учебных заведениях страны. Среди них лауреат конкурса Чойжилжавын Наржинхуу (1-я премия), лауреат международного конкурса трубачей им. В. И. Щелокова Д. Зырянов, лауреат Всероссийского конкурса И. Селявский (2 премия) и много других. В. П. Ивукин активно занимается научно-методической работой. Им опубликованы методические рекомендации «Обучение игре на трубе в ДМШ и ДШИ», «Развитие исполнительского аппарата при обучении игре на трубе», «Из истории кафедры духовых и ударных инструментов Уральской гос. консерватории им. М. П. Мусоргского». Особо следует отметить крупную и значительную работу В. П. Ивукина по составлению и редактированию «Прогрессивной школы игры на трубе» В. И. Щелокова, которая получила приз Президиума Совета учебно-методического объединения, а также рекомендована УМО в качестве учебного пособия по специальности «Инструментальное исполнительство». — Валентин Павлович, мы много говорим о вас и ваших заслугах. О ваших учителях, которые определили ваш творческий путь. О ваших учениках, которыми вы гордитесь. Давайте немного отойдем от этого и сделаем короткую перезагрузку. Расскажите, что интересно Валентину Павловичу «без галстука». — Вопрос, конечно, интересный... Увлеченно занимаясь на трубе, я попутно занимался спортом, причем многими видами. В некоторых достиг хорошего уровня и даже участвовал в соревнованиях (плавание). С детства люблю футбол. Выбирал такие виды спорта, которые бы мне помогали и в игре на трубе. Плавание учит правильно дышать, и я всем своим ученикам в практической работе советую плавать. Конечно, при этом нагрузки должны быть оптимально продуманы. Люблю заниматься с самодеятельными духовыми оркестрами. Семь лет руководил духовым оркестром в Уральском политехническом институте. И еще, девять лет в Горном институте вел эстрадный оркестр. Оркестр имел большую известность. Нам аплодировали в Москве, Волгограде, Кемерово, Польше и Чехословакии. — Далеко не каждый музыкант-исполнитель, даже самый лучший, может быть настоящим педагогом. Быть учителем-музыкантом — природный дар, причем довольно редкий. Вы согласны с этой фразой? Что для вас преподавание? — Быть учителем-музыкантом — природный дар. И не всем он дан свыше. — Мы плавно перешли к преподаванию. Расскажите о своих учениках. — За время преподавательской деятельности в консерватории было выпущено много талантливых трубачей. Среди них: Первая труба Уральского государственного академического филармонического оркестра П. Коваленко, первая труба П. Татаровский (Екатеринбургский государственный театр оперы и балета), солисты Молодежного симфонического оркестра В. Морозов, М. Шестоперов. Антон Гришанин — заслуженный артист РФ. Работал ассистентом главного дирижера в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета. В 2003–09 гг. был дирижером, в 2009–13 гг. — художественным руководителем и главным дирижером Челябинского государственного академического театра оперы и балета. В течение нескольких лет был приглашенным дирижером Большого театра, в сезоне 2018–19 стал штатным дирижером Большого Театра. Боюсь список моих учеников за многие годы займет много места в нашем очерке... Олег Проскуров — дипломант Международного конкурса (Саратов), первая труба в оркестре под управлением Георгия Гараняна, и он же потом стал дирижером этого оркестра. Владимир ТкаВладимир Ткаченко — заслуженный артист РФ — первая труба в оркестре театра оперы и балета Екатеринбурга, затем первая труба в симфониче ском оркестре нашей филармонии. Играть убедительно и, главное, понятно слушателю,— важнейшая задача исполнителя. Для этого нужна врожденная музыкальность, одаренность и, конечно, трудолюбие. А вот открыть эти качества в начинающем музыканте — ответственная задача педагога. Рассказывает Ревинзон Михаил Исаакович, концертмейстер группы альтов симфонического оркестра филармонии, преподаватель музыкального училищаВиват, маэстро, виват!Короткое и захватывающее воспоминание. В нем все — и история оркестра, и значительность музыкантов заслуженного коллектива, и произведения композиторов, озвученных этими людьми... Вернемся в 60–80 годы прошлого века, они стоят того! Уральский филармонический оркестр. Титаны, мастера, неподражаемые исполнители: Л. Мирган, М. Аудайтер, В. Клишин, С. Мошеев, А. Каплан, Я. Шварц, М. Вагин, В. Ивукин... В этом своем воспоминании остановлюсь на музыканте оркестра Валентине Ивукине, покорявшем слушателей эмоциональным, выразительным и в то же время теплым звуком трубы. Он был одним из главных в оркестре, от него зависело общее звучание всех симфоний П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича. А еще — кто лучше Ивукина исполнял партию трубы в «Поэме экстаза» А. Скрябина и в «Шехерезаде» Н. Римского-Корсакова?.. Добавлю к этому, что Валентин Павлович не только талантливый исполнитель, но и потрясающий педагог. Виват, маэстро, виват! ⁂— Валентин Павлович, конечно же, Союз композиторов РФ не может остаться в стороне от оценки вашего личного вклада в популяризацию творчества композиторов Урала, и поздравляет вас с юбилейной датой, 50-летием педагогическрй деятельности. Председатель Уральского отделения Союза, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л. И. Гуревич— Природная музыкальность, творческий дар, трудолюбие, помноженные на фундаментальную профессиональную школу В. И. Щелокова, признанную во всем мире как наиболее прогрессивную, стали залогом замечательных творческих достижений и в области сольного концертирования Валентина Павловича Ивукина. Важно отметить еще одну грань творческой деятельности профессора Ивукина В. П. — его неистощимый интерес к вновь создаваемой музыке. Он постоянно находится среди первых исполнителей многочисленных премьерных показов произведений уральских композиторов: Г. Топоркова, Н. Пузея, В. Кобекина, А. Нименского, В. Бибергана, В. Казенина, Л. Гуревича, В. Щелокова, Б. Гибалина, И. Забегина и др. Многие из этих произведений создавались по инициативе В. П. Ивукина и впоследствии исполнялись на самых престижных музыкальных фестивалях, пленумах уральской композиторской организации, региональных и городских исполнительских конкурсах. ⁂— Валентин Павлович, наш очерк исчерпал свой формат. Я очень рад был встрече с вами. Что вы пожелаете нашим читателям — исполнителям, педагогам и тем, кто только начинает свой путь в музыке? — Прекрасного звука, идеального ритма и сверхточной интонации. Можно возразить — ведь это сверхпредельная мечта, и это не каждому дано. Согласен! Но к этому надо стремиться! Вот этого неутомимого стремления к совершенству я вам и желаю от души, дорогие коллеги! Борис Турчинский, октябрь 2020
|
|
|
|
|
|